Решения СНБО по санкциям: правозащитники видят в действиях Зеленского узурпацию власти

Применение санкций к гражданам Украины, которые проживают на подконтрольной украинской власти территории, подрывают фундаментальные принципы права, нарушают Конституцию, а также имеют признаки узурпации власти в государстве.

Об этом говорится в заявлении Харьковской правозащитной группы, опубликованном на их сайте.

Правозащитники отметили, что только за два месяца СНБО приняло пять решений по санкциям, в том числе, и против отдельных граждан Украины. При этом некоторые из них находятся (работают) в нашей стране, а в отношении них нет никаких приговоров суда, вступивших в силу.

«Санкции являются международно-правовым механизмом политического характера, который применяет одно государство против другого государства, его физических и юридических лиц, поскольку другого способа борьбы с их враждебным влиянием просто нет. Применение санкций к собственным гражданам возможно только при условии, если они живут за границей, или скрываются на временно оккупированных территориях Украины, и государство исчерпало механизмы привлечения их к ответственности. Действия президента Зеленского - это не санкции в их международно-правовом смысле, а директивное управление государством», - заявили правозащитники.

По мнению экспертов, ни решение СНБО от 2 апреля, ни указ президента Украины №140 (которым это решение было введено в действие), не содержат никаких оснований применения ограничительных мер.

«На наш взгляд, такие действия президента Украины являются незаконными и произвольными, ведь они создали ситуацию, при которой граждане Украины были существенно ограничены в правах без всякого объяснения и обоснования», - отмечается в заявлении.

В Харьковской правозащитной группе решили обратить внимание, что такое применение санкций можно приравнять к «уголовному обвинению» по Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод.

«Термины «уголовное обвинение» и «уголовное преступление» являются автономными в смысле статей 6 (право на справедливый суд) и 7 (Наказание исключительно на основании закона) Конвенции. Однако, в ситуации с примененными санкциями, ни одна из этих гарантий не была соблюдена», - сообщают эксперты.

Правозащитники высказывают мнение, что такой механизм введения санкций в Украине может принести для страны потери – как финансовые так и репутационные.

«Мы подчеркиваем, что санкции не могут служить инструментом привлечения к юридической ответственности за совершение уголовных преступлений, даже если в отношении лица ведется расследование. Санкции не могут подменять уголовной ответственности, поскольку тогда принципы правосудия будут нивелированы политической целесообразностью, которой руководствуются органы исполнительной власти. Использование санкций вместо справедливого судебного процесса будет означать разрушение демократических основ общества», - добавили правозащитники.

Напомним, 4 апреля президент Владимир Зеленский своим указом №140 ввел в действие решение СНБО о санкциях против «топ-10 украинской контрабанды».

Ранее СНБО ввело санкции против бывших военных за госизмену, против Виктора Януковича и его окружения, а также против нардепа ОПЗЖ Виктора Медведчука и его супруги за финансирование терроризма.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО