Субботняя акция протеста у пустого здания Офиса президента с призывом освободить общественного активиста Сергея Стерненко, а также военного и волонтера Андрея Антоненко закончилась разбитыми стеклами, разрисованными стенами и очередным разделением мнений среди представителей гражданского общества и политиков.
Одни считают, что такие действия имели целью привлечь внимание властей к проблемам с судебной и правоохранительной системами. Другие - что подобные действия создают благоприятную «картинку» о радикализации украинского общества.
Политики из разных политических сил также разделились на два лагеря. С одной стороны есть факт надругательства над государственными символами и расходы из госбюджета на уборку последствий погромов. С другой стороны - абсолютно адекватные призывы к президенту - и как главе государства, и как лидеру пропрезидентского монобольшинства в парламенте - ускорить процесс судебной реформы и политически повлиять на ситуацию с незаконными, по мнению части общественных активистов, задержаниями и судебными процессами.
Данное событие, скорее всего, только начало новых акций протестов, которые могут существенно повлиять на политическую расстановку сил в государстве. Какими будут последствия субботних событий – анализируем в пяти главных выводах.
Слабость власти?
Самая примечательная черта акции протеста - это то, что радикализация произошла уже после того, как организаторы огласили о ее завершении. А еще то, что сама акция состоялась в субботу вечером, - не слишком подходящее время для того, чтобы донести свои требования к президенту и чиновникам из его Офиса.
Впрочем, примечательно также и то, что ни полиция, ни Нацгвардия не вмешивались в эти события - был задержан лишь один из общественных активистов. Важно отметить, что при желании часть улицы Банковой, на которой находится Офис президента, могла бы быть легко ограничена в доступе для акции протеста. С одной стороны, невмешательство правоохранительных органов не вызвало дальнейшей радикализации, а с другой - получен прозрачный намек на «слабость» власти в защите важных государственных объектов, а кроме того - еще и медийная «картинка» с разрисованными стенами и свастиками.
Оппозиция открещивается
Несмотря на присутствие на акции представителей политических партий, занимающих оппозиционную риторику относительно власти в парламенте - «Европейской солидарности» и «Голоса» - среди этих политических сил не нашлось стопроцентной поддержки действий протестующих.
Не поддержали такие методы и большинство представителей внепарламентских партий «правого» спектра. Это означает, что репутационные последствия подобных акций протестов пока никто на себя брать не готов. А значит, есть вероятность того, что подобное «привлечение внимания» могло быть и спланированной политической провокацией и для самих оппозиционных сил.
Фактор Авакова
Пока что нет финальной политической оценки ситуации - соответственно, она может появиться после отчета правоохранительных органов и реакции парламента, внеочередное заседание которого может быть созвано на этой неделе.
Однако одним из требований протестующих была отставка министра внутренних дел Арсена Авакова, который собрал большое количество негатива за время своего 7-летнего пребывания на этом посту. Поэтому один из выводов - такие акции становятся еще и тестом для власти относительно дальнейшей реакции на требования протестующих.
Испытания протестного потенциала
Истории с радикализацией любого протеста иногда имеют и обратную сторону. Ведь речь идет не только о мобилизации наиболее пассионарных и активных граждан, но и о замаскированном намерении «выпустить пар».
Так это или нет - покажет время, однако в медийной плоскости на данный момент больше обсуждают именно поведение протестующих и надписи на стенах Офиса президента, чем реалии судебной системы и установление справедливости.
Эффект «картинки Киселева»
Наконец, после нескольких недель информационного аншлага по поводу решений СНБО, именно событие на Банковой в последние дни в корне изменило медийную повестку дня.
Конечно, обрисованные стены Офиса президента с акцентом на свастике - лучше всего ложатся в пропагандистскую риторику Кремля относительно «засилия нацистов» в центре Киева. После последних событий с санкциями и закрытием телеканалов из медийного пула Виктора Медведчука субботнее мероприятие вполне может быть своеобразным «напоминанием» Владимиру Зеленскому о возможности дальнейшей эскалации ситуации с целью ослабления его рейтинговых позиций, красиво замаскированным под действия праворадикалов.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»