Посткарантинная занятость: как изменится рынок труда в Украине в 2021 году

Александр Радчукполитолог

Развитие и внедрение новейших технологий во все сферы современной жизни прогнозируемо должны были повлиять на рынок труда, привести к исчезновению ряда профессий, появлению новых и росту уровня безработицы. Как обеспечить достойный уровень жизни и чем занять большое количество безработных людей ‒ сложный и серьезный вопрос, над которым начали задумываться ученые в начале XXI века.

В частности, детальный анализ этой проблемы в своих книгах, ставших бестселлерами, сделал израильский историк и писатель Юваль Ной Харари. Однако активизацию этих процессов он предусматривал к середине нынешнего столетия, но жизнь внесла свои коррективы ‒ этот процесс ускорила пандемия COVID-19 и введение карантина, что очень существенно повлияло на рынок труда и трудовые отношения.

Во-первых, одни бизнесы вынужденно закрылись, другие ‒ приспособились. Во-вторых, изменения коснулись самой философии трудовых отношений ‒ теперь спросом пользуется удаленная работа. Интересно и то, что в за прошлый год уровень безработицы во время карантина рос, но в прогнозируемых пределах ‒ с 8,9% в начале 2020 года до 9,7% ‒ к его завершению.

Диктат дистанционной работы

Сегодня на рынке труда мы наблюдаем смену трендов, и руководители организаций более открыты к тому, чтобы предлагать работать дистанционно. Не отстает от этих трендов и Украина. 4 февраля 2021-го года парламент принял законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования правового регулирования дистанционной работы».

В пояснительной записке необходимость принятия закона обосновывается потребностями времени: все больше ведущих компаний мира рассматривают удаленную работу как наиболее перспективный вариант развития трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19 и других возможных угроз для жизни и здоровья своих работников. В условиях стремительной диджитализации экономики отсутствие норм права, которые бы предоставляли возможность работодателям и работникам применять возможности современных средств коммуникаций, ставят под сомнение дальнейшее динамичное развитие трудовых отношений и создают угрозу жизни и здоровью украинских работников, как например в случае с распространением COVID-19.

Социологические исследования, проведенные в Украине во время пандемии COVID-19, показали, что более 35% работников перешли на «домашний» режим работы.

В частности, в документе отдельно определены понятия «удаленная работа» и «надомная работа», что позволит использовать более востребованную форму труда. По новому закону, работник может ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя, сообщениями и другими документами, в письменной форме, путем обмена электронными документами.

Данный законопроект предусматривает для работника возможности сочетать удаленную работу с работой в обычном режиме на рабочих местах в помещениях или на территории работодателя. «Важно, что работник получит все права и гарантии, предусмотренные законодательством о труде, в том числе относительно надлежащего режима работы, времени отдыха, порядка принятия на работу и увольнения с нее, выплаты заработной платы. Кроме того, законопроектом предусмотрено гарантированное минимальное количество оплачиваемых часов в месяц», ‒ отмечают в Минэкономики.

Экспертная среда, анализируя обновленный закон, отмечает, что внесенные с трудовым законодательством изменения вполне оправданы и логичны: Верховная рада фактически легализовала ситуацию, которая сложилась в стране в связи с необходимостью перехода значительного количества работников на дистанционную работу из-за пандемии коронавируса. После первого чтения «лишние» бюрократические процедуры, которые осложняли отношения работодателей и работников из закона изъяли, зато четко разграничили новые для отечественного законодательства понятия «надомная» и «удаленная работа».

Однако, по мнению экспертов, в законе следовало бы предусмотреть компенсацию расходов работникам на создание рабочего места и ввести четкий механизм возмещения амортизационных расходов работника в рабочих целях: компенсацию стоимости оргтехники и возможных ремонтов, плату за электроэнергию, возмещение телекоммуникационных расходов и тому подобное. Существующее законодательство (Кодекс законов о труде) не обязывает работодателя компенсировать такие расходы и предлагает такие вопросы урегулировать трудовым договором о дистанционной работе. А появится ли в договоре пункт о компенсации расходов работнику – будет полностью зависеть от доброй воли работодателя.

Трудовых отношений нет? А если найдем?

А еще правительство одобрило законопроект «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины об обозначении понятия трудовых отношений и признаков их наличии». Как известно, в нашей стране значительная часть трудоспособного населения работает неофициально, не платит налогов и социально незащищена.

По мнению чиновников, этот законопроект должен способствовать увеличению количества официально оформленных работников, легализации заработной платы, усилению защиты работников и экономическому росту страны.

Документом предусматриваются определение на законодательном уровне понятие трудовых отношений и введение принципа презумпции наличия трудовых отношений. Наличие трудовых отношений будет определяться по семи признакам, при этом работа может быть признана такой, что выполняется в рамках трудовых отношений, если присутствуют хотя бы три из перечисленных в законе признаков.

От каких ошибок на этом пути предостерегают эксперты? Прежде всего ‒ обращают внимание на то, что трудовое законодательство нуждается в радикальных реформах, а не «латании дыр» в еще советском законодательстве. Однако определенные признаки трудовых отношений позволят легче диагностировать «трудовые отношения». Установление наличия трудовых отношений предполагает соблюдение работодателем и работником требований по налогообложению, а также прав и обязанностей сторон. Стороны обязаны заключить трудовой договор, согласно которому работника должны обеспечить социальным пакетом, в частности, отпусками и больничными.

Еще одним важным и для государства, и для работника плюсом данного законопроекта является урегулирование вопроса правопреемства в трудовых отношениях и процедуры предупреждения работников о соответствующих изменениях.

То есть, при смене собственника предприятия без изменения его профиля «старые» сотрудники будут иметь преимущественное право на перезаключение трудовых договоров с новым работодателем. Такое нововведение должно «сделать процесс передачи бизнеса или организации новому владельцу более прозрачным и понятным для коллектива и усилить правовую защиту работников от незаконного увольнения».

Работать будем меньше?

Постепенно правительство и парламент избавляется от «старых» правил в трудовых отношениях. Так, уже в начале февраля парламент во втором чтении принял законопроект о переходе на электронные трудовые книжки.

Отныне сведения о трудовой деятельности будут вноситься работником и работодателем по наложению квалифицированной электронной подписи в виде сканированных копий трудовой книжки, справок. В течение следующих 5 лет продлится переходный период для переноса данных о трудовой деятельности работника с бумажных трудовых книжек в Государственный реестр. В переходной период можно использовать как бумажную трудовую книжку, так и электронную форму уже имеющихся или внесенных сведений о трудовой деятельности.

Этот законопроект вводит возможность автоматического назначения пенсии с сохранением за лицом права отсрочки выхода на пенсию. В случае переноса назначения пенсии и продления пребывания в трудовых отношениях, размер пенсии будет повышаться на 0,5-0,75%.

Однако за рубежом уже давно обсуждаются еще более революционные изменения. Например ‒ о безусловном базовом доходе. В ряде стран мира проводились эксперименты, целью которых было исследование влияния универсального базового дохода на уровень безработицы и общее состояние общества. А в Швейцарии в 2016 году даже состоялся референдум по введению безусловного базового дохода: согласно инициативе, базовый доход должен обеспечивать всему населению страны достойное человеческое существование и участие в общественной жизни. По представлениям инициаторов, для этого каждый взрослый гражданин должен ежемесячно получать 2500 швейцарских франков (около 2260 евро), а ребенок ‒ 625 франков (565 евро).

При этом пособие по безработице, социальная помощь и пенсии должны быть отменены. Правда швейцарцы отказались от внедрения этой инициативы.

Наконец, в развитых странах мира все чаще говорят о переходе на 4-дневную рабочую неделю.

Как известно, в целом ряде стран с высоким уровнем жизни власти все чаще стали заботиться об улучшении эмоционального состояния граждан, что способствует укреплению семейных отношений путем уменьшения рабочего времени. Так в Дании, например, рабочая неделя в среднем длится 37,5 часов. Но датчане на этом не останавливаются. Например, муниципалитет Одсхерред, что входит в состав области Зеландия на востоке Дании, стал первым местным органом власти в стране, который ввел 4-дневную рабочую неделю еще в сентябре 2019 года.

А вот свежая новость из Испании: в феврале 2021-го года правительство этой страны приняло национальный пилотный проект, предусматривающий введение в стране 4-дневной рабочей недели, эксперимент продлится три года. Правительство выделяет 50 миллионов евро для поддержки тех компаний, которые примут участие в пилотном проекте и сократят рабочую неделю до 32 часов. При этом важно, что одновременно они не будут уменьшать заработную плату работникам.

Руководство ряда крупных компаний в различных уголках мира ввели у себя 4-дневную рабочую неделю, и отмечают на положительных последствиях таких решений: по их наблюдениям это способствует повышению производительности труда, сокращает расходы компании на электроэнергию, а работники чувствуют себя менее усталыми и раздраженными.

Возможны ли подобные проекты в Украине?

Летом 2020-го народные депутаты уже поднимали тему о введении в Украине универсального базового дохода размером в 3000 гривен в период выхода из карантина и экономического кризиса. Макроэкономические показатели позволяли сделать эмиссию до 10% от ВВП страны, а это около 300 миллиардов гривен, и распределить эти средства по 3000 гривен на каждого человека с целью стимулирования спроса на продовольственные товары. Однако эта инициатива так и не была реализована.

Что же касается 4-дневной рабочей недели, то, по мнению экспертов, вопрос стоит несколько в другой плоскости. Во-первых, согласно трудовому кодексу Украины, недельная нагрузка работника составляет 40 часов. По пятидневной занятости человек ежедневно должен работать по 8 часов ‒ поэтому нужно менять законодательство.

Во-вторых, по мнению экспертов, в Украине в условиях трудовой бедности, когда у человека есть работа, но он все равно находится в сложном экономическом положении, введение 4-дневной рабочей недели не принесет положительных результатов, ведь украинцам просто не будет хватает средств для полноценной жизни. Поэтому речь идет не столько об изменениях в графике и нагрузке, сколько о повышении эффективности работников и, как следствие, росте их доходов.

Кроме того, такой график может способствовать развитию социальной фрустрации. Еще одна причина, по которой пока еще рано говорить о полномасштабном переходе на новую модель организации рабочего времени, связана с тем, что украинцам часто платят не за результат, а за количество отработанных часов. Конечно же, уже и сегодня каждый желающий может найти вакансии, где сотрудникам предлагают работать в течение четырех дней.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО