Не только коронавирус: три главных вызова 2021 года для Украины

Александр Радчукполитолог

Через несколько недель в свои права вступит 21 год XXI века, и, как правило, люди связывают с Новым годом надежды на лучшее в своей жизни. Оправдает ли он надежды украинцев, какие вызовы в себе скрывает? Стоит ли надеяться на смягчение кризисных явлений в экономике, политике, медицине и т.д., или, возможно, начать воспринимать кризисные явления как новые возможности для развития?

Как нам уже стало известно, новогодние праздники с 8 января мягко перейдут в локдаун и карантинные ограничения. Правительство и Минздрав пытаются предотвратить любое недовольство граждан, а потому, несмотря на возможный рост заболеваемости COVID-19, отложили анонсированный на конец декабря карантин, потому что, как свидетельствуют данные опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в конце ноября ‒ начале декабря, 50% украинцев больше боятся экономических последствий из-за локдауна, чем саму болезнь, и только 8% населения не опасаются ни инфекции, ни ее экономических последствий. При этом 70% опрошенных считают реальной угрозу коронавируса лично для себя и семьи.

Однако, стремление украинцев и заработать на праздниках, и хорошо отдохнуть может привести к значительной вспышке заболеваемости, и в таком случае возникнет вопрос, стоит ли оно того? Однако, заботясь о карантине и снижении уровня заболеваемости в Украине не уменьшается количество других проблем. Именно они, по мнению экспертов, могут существенно донимать нашу страну весь последующий год. Выделим их в три главные тенденции.

Рост бедности

Пандемия и периодические локдауны, которые вводят правительства большинства государств мира, привели к падению экономики, свертыванию бизнеса, огромным экономическим потерям и безработице. Следствием этого стал рост бедности в мире, на чем в своем докладе отмечает исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли. Он говорит о том, что в 2021 году человечеству грозит тяжелейший со времен окончания Второй мировой войны гуманитарный кризис: количество людей, которые могут умереть от голода, выросло с прогнозируемых 135 млн до 270 млн.

Поскольку на борьбу с пандемией ООН потратило 19 триллионов долларов, то денег на преодоление гуманитарного кризиса может не хватить из-за экономического падения, тогда как запрос на оказание помощи для бедных вырос вдвое. Поэтому с высокой трибуны ООН Дэвид Бизли призвал мировых лидеров и международные организации уделить внимание финансированию борьбы с голодом и преодолению причин миграции в мире. И если деньги удастся собрать, то шансы предотвратить кризис все же есть.

Что же касается украинских проблем, то по результатам опроса общественного мнения, актуальными угрозами респонденты продолжают считать рост цен, инфляцию, упадок экономики, рост тарифов на коммунальные услуги, военный конфликт на Донбассе.

В этом году чиновникам, несмотря на угрозы, удалось вовремя подать проект бюджета для принятия документа в парламенте, что дает возможность бизнесу понимать, чего ему ожидать в 2021 году. Но при этом отсутствует четкая стратегическая программа, для выполнения которой этот бюджет формировался, потому что, обеспечивая базовые потребности граждан, главная смета должна все же финансировать реформы и продвигать выполнение стратегических целей государства.

Кроме этого, в данном финансовом документе реализация предыдущих программ частично приостановлена, а Кабмин объявил, что начал работу с экспертами над новой стратегией. Спад экономики, который произошел из-за пандемии и вынужденного локдауна, привел к увеличению дефицита бюджета в 2020 году, покрыть который можно было бы за счет дешевых кредитов. Так делают все страны, которые переживают кризисные ситуации. Но Украине не приходится на это рассчитывать из-за слишком большой доли государственных предприятий, отсутствия верховенства права, недореформированных медицинской и социальной сфер и, наконец, из-за неприлично низкой производительности труда. Очевидно, при таких обстоятельствах заимствования не будут дешевыми. Поэтому единственный способ пережить кризис для украинцев ‒ это в очередной раз затянуть пояса.

Не добавляют оптимизма и коммунальные тарифы, рост которых уже анонсировано потребителям. Так до 20% (в зависимости от региона) возрастет стоимость воды, а стоимость 1 кВт электроэнергии дойдет до 2,5 гривен, что связано с переходом Украины на рыночные условия закупки и продажи электроэнергии.

Пенсионный фонд Украины ‒ это самая «черная дыра» для экономики страны и головная боль для чиновников. В течение текущего года правительству приходилось изыскивать средства для поддержки пенсионеров и малообеспеченных граждан в период локдауна за счет перераспределения бюджетных средств и увеличения дефицита бюджета.

Недавно социальные сети возмутило сообщение Минсоцполитики о «осовременивании» пенсий: вместо индексации всем ‒ «точечное» повышение отдельным группам пенсионеров. Наибольшее беспокойство пенсионеров вызвала ежегодная индексация, запланированная на март 2021 года. В ведомстве предусматривают ее только на сентябрь следующего года. В Министерстве напоминают о законодательной норме, согласно которой сроки пересчета зависят от экономической ситуации в стране, наполнения бюджета, Пенсионного фонда и решения Кабинета министров. Таким образом правительство сможет пока что сэкономить на пенсиях 18-20 миллиардов бюджетных средств.

С точки зрения социальной справедливости такой шаг, мягко говоря, является непопулярным. Однако трижды планируется повысить прожиточный минимум и дважды ‒ минимальную заработную плату. Вряд ли это существенно решит вопрос с ростом бедности, однако в нынешних условиях ‒ пока угроза пандемии коронавируса не прошла, большего от возможностей государственного бюджета ожидать бесполезно.

Война на Донбассе

Война в Украине продолжается уже более шести лет. Патриотическая риторика относительно возможностей военным путем вернуть утраченные территории постепенно угасает, тем временем и Донбасс, и Крым ‒ превращены в пустыню, стрелять стали меньше, но украинские воины все еще погибают. До сих пор не выработаны предпосылки, которые способствовали бы осуществлению политических договоренностей о прекращении военных действий на востоке Украины. Нет и единства в обществе в оценке инициатив власти в вопросе деоккупации и в отношении к жителям оккупированных территорий.

Президент Владимир Зеленский и его правительство сделали ряд шагов, чтобы сохранить и увеличить общественную поддержку своих миротворческих усилий, а также чтобы подготовить страну к возможным компромиссам с российской стороной. Однако ни один из этих шагов не воплощен в жизнь: ни попытка создать Национальную платформу примирения и единства, ни предложение совместного патрулирования российско-украинской границы украинскими военнослужащими и участниками незаконных вооруженных группировок, ни создание механизма прямых переговоров между украинским правительством и «представителями ОРДЛО» в рамках ТКГ.

Единственная инициатива, которая работает с весьма сомнительным успехом, это объявленное перемирие на линии фронта с конца июля 2020 года. Дискуссия о создании Консультативного совета при ТКГ для переговоров с так называемыми представителями ОРДЛО актуализировала важный вопрос неприемлемости признания легитимности представителей так называемых «республик». В конце концов, в обществе в течение всего текущего года преобладала неуверенность в отношении любых миротворческих инициатив. Между тем Россия продолжает наращивать количество войск и на границе с Украиной, и в оккупированном Крыму. Учитывая непредсказуемость и «гибридность» действий российских властей, вероятность прямой вооруженной агрессии или усиления противостояния на Донбассе в 2021 году ‒ довольно высокая.

Слабость институтов власти

К концу года Верховная рада сделала шаг к урегулированию конституционного кризиса: депутаты проголосовали компромиссный законопроект, который восстановил наказание за ложные данные в декларациях о доходах в виде штрафов и лишения свободы.

Принять этот закон было важно именно сейчас, чтобы не дать чиновникам остаться безнаказанными за внесение недостоверных данных при заполнении деклараций в следующем году. Однако именно конституционный кризис показал слабость власти и институтов, так как решение Конституционного суда фактически обрушило всю антикоррупционную систему государства.

Слабость украинского государства обусловлено многими факторами. Это и зависимость от международных доноров и кредиторов, чьи условия должны выполняться в обмен на финансовую помощь, которая не всегда используется в интересах украинского общества. Это и внутренние противоречия, формализм, забюрократизированность, коррумпированность представителей всех ветвей власти. Это и отсутствие четкости и однозначности в формулировках законов и их несогласованность, а отчасти и противоречие.

И наконец, следует признать, что нынешняя власть не имеет существенной опоры ни в одном из слоев населения ‒ недовольны ее деятельностью остаются как незащищенные слои, так и бюджетники, малые и средние предприниматели. Невозможно точно сказать, имеет ли нынешняя власть поддержку и среди силового блока ‒ кроме равноудаленных от политики Вооруженных сил Украины все внутренние структуры находятся под влиянием достаточно разрозненных политических групп интересов.

Поэтому едва ли не единственным интегрирующим фактором, который гарантировал хоть какую-то устойчивость институтов власти до недавнего времени был и, пока остается, рейтинг президента Владимира Зеленского. Однако с каждой потерей возможностей и «простоя» во времени рейтинг главы государства постепенно снижается, а с ним ‒ растут хаотичность и нестабильность, которые еще сильнее проявятся в 2021 году.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО