Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура планировали вручить подозрение действующему заместителю главы Офиса президента Украины Олегу Татарову. Но в дело вмешалась генеральный прокурор Ирина Венедиктова. Она сменила прокуроров по делу на тех, кто вообще не имел к нему отношение. Зачем это было сделано – вот главный вопрос, на который надо дать ответ. Однако сначала давайте разберемся, с чего все началось.
Национальная гвардия и жилищный вопрос
Осенью 2019 года НАБУ и САП сообщили о подозрении бывшему народному депутату Максиму Микитасю. По версии следствия, он организовал завладение более 81,5 млн грн Нацгвардии при обмене квартир и машиномест в жилом комплексе в центре Киева на жилье недалеко от станции метро «Червоный хутор». До этого в деле вручили подозрение бывшему командующему НГУ Юрию Аллерову и должностным лицам компании «Укрбуд Девелопмент».
Как установили детективы, на земле Нацгвардии на Печерске в Киеве должны построить жилой комплекс «Аристократ» с паркингом, в котором часть недвижимости должна передаться нацгвардейцам, а другая часть – продавалась застройщиком. Казалось бы, все честно, но впоследствии этот план изменили. Сотрудники НГУ действительно получили квартиры, правда на окраине Киева в ЖК «Оберег». Выяснилось, что Аллеров согласился на такую замену, которая по поддельным документам, как утверждают в НАБУ, была выгодна нацгвардейцам. Однако экспертиза, которую проводили по просьбе НАБУ, установила 81,6 млн грн разницы между квартирами с паркоместами на Печерске и жильем на окраине столицы. То есть НГУ неравноценно обменяла недвижимость. Недавно в этом деле осудили оценщиков, благодаря которым жилье на окраине Киева стало выгоднее квартир и парковок на Печерске.
Полиция, экспертиза и переписки
Вышеупомянутое дело еще не передано в суд, но, как выяснилось, аналогичные факты расследовала и Национальная полиция. В рамках этого дела следователь Нацполиции назначил проверку, которую поручили проводить Государственному научно-исследовательскому экспертно-криминалистическому центру Министерства внутренних дел Украины. Эта экспертиза определила, что «Укрбуд» должен передать Нацгвардии квартир на 7 млн грн. Однако, как утверждают в НАБУ, указанное исследование было проведено на основе ложных данных: на самом деле частная компания должна была передать НГУ квартир на сумму 20 млн грн.
Это удалось установить благодаря переписке, найденной на телефоне экс-нардепа Микитася. По данным следствия, он за такую экспертизу предоставил неправомерную выгоду в виде паркоместа в ЖК «Артемовский» Константину Дубоносу – заместителю директора ГНИЭКЦ, в котором и проводилась это исследование. Самому Микитасю также вручили подозрение – за передачу парковки. Экс-нардеп во время допроса в качестве подозреваемого подтвердил, что действительно это сделал – указанный протокол допроса исследовали в суде. В то же время адвокат экс-нардепа Александр Лысак в разговоре с журналистом «Слово и дело» отказался от комментариев относительно обстоятельств дела.
Дубоноса, между про чим, сегодня арестовал Высший антикоррупционный суд, признав обоснованным сообщенное ему подозрение. А Микитась, тем временем, добровольно возместил 50 млн грн причиненных убытков. Вероятно, хочет пойти на сделку со следствием.
Спасти Татарова
Впрочем, эти переписки стали не только подтверждением причастности к подделке экспертизы замдиректора ГНИЭКЦ. Выяснилось, что в передаче неправомерной выгоды Дубоносу от Микитася участвовал заместитель главы Офиса президента Татаров. Его фамилия несколько раз упоминается в переписках. Собеседники «Слово и дело» в САП, подтвердили, что речь идет именно о Татарове из президентской администрации. На одной из таких переписок бывшая директор департамента продаж государственной строительной корпорации «Укрбуд» Оксана Голобородько прислала скриншот своего экрана замгендиректору компании «Укрбуд Девелопмент» Сергею Якусевичу. На этом снимке есть сообщение от «Олега Татарова» с копией паспорта замдиректора ГНИЭКЦ Дубоноса с просьбой оформить на него паркоместо со 100% скидкой.
Другие же переписки, в которых может фигурировать Татаров, не были озвучены в суде. Согласно одному из документов, следствие предполагает, что замглавы ОП мог быть пособником в деле. Однако, как утверждают источники, генпрокурор Венедиктова накануне реализации по вручению подозрения Татарову изменила прокуроров по делу, чем заблокировала это процессуальное действие. По словам собеседников, она убрала из группы прокуроров четвертого отдела САП, руководителем которого является Роман Сымкив и которые согласовывали подозрения Микитасю и Дубоносу.
Вместо них Венедиктова назначила старшим группы прокуроров Андрея Довганя – руководителя управления всех прокуроров САП, а другими членами группы – прокуроров третьего отдела САП. То есть, генпрокурор поставила прокуроров, которые вообще ничего не понимают в деле.
К тому же, отметим, что руководителем третьего отдела САП является Василий Кричун. Ранее «Слово и дело» писало, что он неоднократно закрывал некоторые громкие производства, в частности, об убытках Нацгвардии, так называемое «дело рюкзаков Авакова», а также другие. Сделала Венедиктова это умышленно? Вскоре узнаем.
Олег Новиков, специально для «Слово и дело».
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.