Бюджет простоя: какой будет главная смета государства на 2021-й год

Александр Радчукполитолог

Уже сегодня народные депутаты получат подготовленный ко второму чтению проект государственного бюджета на 2021-й год. У парламента будет две пленарные недели до конца года, чтобы рассмотреть и принять главную смету страны.

Правительство оказалось сразу между 4-х огней. С одной стороны - правки народных депутатов, с другой - необходимость сохранения сотрудничества с МВФ. С третьей стороны - желание сохранить расходы и доходы хотя бы на уровне 2020-го года, ну и «вишенка» на бюджетном торте – невероятное количество возможных рисков для экономики, которые несет в себе пандемия коронавируса в следующем году, и последствия которых с высокой вероятностью не возьмет на себя прогнозировать ни один эксперт или чиновник.

Однако, несмотря на опасения о том, что Кабмин и Верховная рада не успеют уже в этом году принять проект бюджета-2021, формально сроки процесса пока что соблюдены.

Впрочем, остается вероятность того, что принятие документа может затянуться - традиционно при голосовании за главную смету страны между депутатами возникают длительные дискуссии. И даже во фракции монобольшинства пока не существует единого консенсусного решения относительно принятия госбюджета в нынешнем виде.

По какому бюджетному кодексу будет жить государство в следующем году? Почему будет трудно соблюсти главные показатели сметы? Смогут ли чиновники и парламентарии учесть весь спектр проблем, с которыми столкнется экономика Украины?

Сложные подсчеты

В первом чтении госбюджет на 2021-й год Верховная рада приняла 5 ноября. Как и ожидалось, в документ будут внесены многочисленные поправки до его последующего рассмотрения во втором чтении. Во время обсуждения народные депутаты внесли в проект 2,5 тысячи предложений и поправок, что равно было еще одному бюджету. Однако профильный комитет ограничил депутатские прихоти, увеличив доходную часть на 20,2 миллиарда гривен, а также предложил перераспределить расходы.

Какие же ключевые показатели бюджета на 2021-й год и о каких проблемных моментах они свидетельствуют?

Доходы госбюджета на следующий год предусмотрены на уровне 1 триллиона 92 миллиардов гривен. Сумма расходов планируется значительно выше доходов и составит 1 триллион 328 миллиардов гривен. Дефицит заложен на уровне 236 миллиардов гривен, что составляет 5,5% ВВП. Буквально за неделю в Кабмине нашли возможность сократить дефицит более чем на 34 миллиарда гривен.

ВВП закладывают на уровне 4,5 триллиона гривен. Госдолг в соотношении к ВВП составит 64,6%. Планируется, что среднемесячная зарплата составит 13,6 тысячи гривен, а потребительская инфляция достигнет 7,3%. Среднегодовой курс закладывают на уровне 29,1 гривны за доллар.

Планируется незначительное увеличение расходов на безопасность и оборону, образование, медицину, в частности, около 19,5 миллиардов планируют потратить на борьбу с коронавирусом, из них расходы на вакцинацию составят до 2,6 миллиарда гривен.

На социальную защиту населения потратят 324 миллиарда гривен, что на 7,5 миллиарда гривен больше по сравнению с расходами в текущем году.

На развитие дорожной инфраструктуры предусмотрено 150 миллиардов гривен, что также на 20,7 миллиарда больше, чем в 2020 году. Для поддержки малого и среднего бизнеса в бюджете закладывают 120 миллиардов гривен. Трижды планируется поднимать минимальную заработную плату - по состоянию на 1 грудня 2021 она должна составлять 6,5 тысяч гривен. Соответственно вырастут прожиточный минимум (до 2393 гривен) и минимальная пенсия (до 1934 гривен).

Из каких источников предлагают увеличить бюджетные поступления?

Во-первых, за счет увеличения налогообложения: в частности, от налога на прибыль предприятий дополнительно должно поступить 1 миллиард гривен, а от от ввозной пошлины еще 240 миллиардов.

Во-вторых, государственные предприятия должны будут отчислять в бюджет не 30%, а 90% своей чистой прибыли. Ко второму чтению в спецфонд должны быть зачислены поступления от легализованных в этом году азартных игр и распределены на реализацию мероприятий в сфере спорта, культуры, медицины, образования и науки по соответствующим бюджетным программам.

В-третьих, 12 миллиардов гривен правительство планирует получить от приватизации.

Но анализ проекта бюджета на следующий год показывает нереалистичность многих источников доходов или их завышения. Также вызывают вопросы и некоторые бюджетные расходы. Поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что выполнить эту смету будет трудно. И причин этому несколько. Так, в проекте не до конца учли возможность и последствия второй волны коронавируса. По мнению экономистов, прогнозируется слишком оптимистичный прогноз по росту экономики, в то время как уже в этом году наблюдается уменьшение капитальных инвестиций, отток прямых иностранных инвестиций и фактическое уменьшение кредитования. Уровень прогнозируемой инфляции также выглядит не слишком реалистично.

Кроме того, проект бюджета-2021 уже учел прибыли, касающиеся налоговых изменений, но еще не проголосованные ВР: повышение акцизов, рентной платы, экологического налога, то есть правительство и парламент вновь вернулись к практике, когда вместе с принятием бюджета меняется и налоговая система страны, что нарушает налоговое законодательство, по которому любые изменения не могут происходить раньше, чем за полгода до начала нового бюджетного периода.

Указанный в проекте дефицит бюджета на уровне около 6% - вдвое больше, чем предусмотрено в бюджетном кодексе, а, как известно, будет покрываться он преимущественно заимствованиями, что означает рост долгового давления в последующие годы. Сомнения вызывают и планы по приватизации, поскольку, как показывает многолетний опыт, это очень ненадежная статья доходов.

Жизнь без бюджета?

В соответствии с нормами бюджетного кодекса, парламент должен до 1 декабря принять госсмету на следующий год в целом как закон.

Есть риск, что Верховная рада не успеет принять госбюджет в декабре. «Мы, очевидно, не уложимся в установленный кодексом срок. Это уже очевидно, к сожалению. Мы должны извиниться перед людьми, что не придерживаемся этого срока... К сожалению, мы не сможем этого сделать, очевидно, в этом году», - заявил председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, нардеп от фракции «Слуга народа» Даниил Гетманцев.

Было ли уже такое в истории независимой Украины? Да, было - бюджет голосовали «под елочку» и в 2015-м, и в 2016-м, и в 2017-м.

Что это означает для украинцев? Государство в таком случае сможет тратить на расходы не более 78% от объема расходов 2020 года. Не произойдет запланированного повышения минимальной заработной платы, финансирования расходов бюджета в каждом месяце не сможет превышать 1/12 объема расходов нынешнего госбюджета, нельзя будет финансировать значительную часть капитальных расходов; занимать средства можно будет только для того, чтобы погашать существующий госдолг.

А еще - в случае несвоевременного принятия бюджета-2021, средства на вакцинацию выделять нельзя, потому что в этом году такой статьи в бюджете не было. Впрочем, даже при таком сценарии, уровень социальных расходов не изменятся - бюджетный кодекс предусматривает, что субсидии и дотации местным бюджетам должны предоставляться в размерах, определенных в законе о госбюджете-2020.

Основные угрозы для выполнения бюджета

Представители аналитических центров сходятся на том, что необходимо существенно доработать проект документа, приведя его к реалистическим показателям, потому что в условиях кризиса необходимо опираться на консервативный макроэкономический сценарий, особенно, если это касается государственных доходов.

Также эксперты указывают на возможные риски для выполнения бюджета. Как было уже отмечено, самой большой угрозой являются слишком завышенные и оптимистичные ожидания правительства от доходной части бюджета. Больше вреда, чем пользы для экономики страны могут привести шаги по повышению минимальной заработной платы. Это приведет к увеличению нагрузки на плательщиков единого налога, создаст существенные риски для тенизации экономики и искажений экономических стимулов: увеличатся расходы бюджета, а стимулы к инвестициям уменьшатся в пользу потребления.

Вторая существенная угроза - дефицит почти в 240 миллиардов гривен. Его финансирование будет означать наращивание государственного долга, обслуживание которого, при отсутствии сотрудничества с МВФ, будет дорогим и уменьшит доступность кредитов для частного сектора. Есть риски, что инфляционные ожидания бюджета связаны с тем, что планируется осуществить дополнительную эмиссию гривны, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Инфляционный прогноз превышает фактическую инфляцию, которая наблюдается в этом году. То есть не исключено, что она искусственно завышена с целью увеличения доходов, чего может и не произойти. На фоне повышения инфляции с высокой вероятностью приведет к повышению Нацбанком учетной ставки, что в свою очередь приведет к удорожанию кредитов и негативно скажется на экономическом росте.

Задержка с доработкой главной сметы государства связана со стремлениями как можно скорее наладить сотрудничество с МВФ, без которого выполнение бюджета будет крайне сложным. Именно с этим связаны последние промедления с подготовкой документа ко второму чтению. Вероятно, уменьшение дефицита до 5,5% позволит улучшить ситуацию в вопросе выделения следующего транша кредита, и в случае принятия бюджета-2021 уже в первом месяце следующего года Фонд выделит не менее 1 миллиарда долларов займа.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО