Эта осень – наверное, один из самых горячих периодов для Минрегиона. Параллельно с местными выборами в стране происходит распределение бюджетного пирога на следующий год, срочно нужно успеть достроить объекты, которые пообещал президент, – а тут еще и карантин с непредсказуемой местной властью и сюрпризы от СБУ с обысками в ГАСИ. В большом интервью «Слово и дело» министр развития общин и территорий Алексей Чернышов рассказал, как срочно меняют законодательство под новое админустройство, успеют ли достроить все, что запланировали на год, и почему реформа ГАСИ до сих пор так и не состоялась.
Состоялись местные выборы, впервые по новому административно-территориальному устройству. На днях в первом чтении приняли законопроект, который, по вашим словам, нужен для логического перехода полномочий и имущества от старых органов власти к новым. Но в заключении экспертного управления ВРУ говорится, что Конституция не предусматривает такого элемента, как территориальные общины. Не думаете ли вы, что возможно соответствующее решение Конституционного суда? Как вы будете поступать в таком случае?
Административно-территориальная реформа идет уже шестой год в нашей стране, и именно за время каденции этого правительства, нашей команды Минрегиона, мы находимся уже на завершающей стадии и сделали такой ответственный вклад.
Во-первых, речь идет о базовом уровне, который касается укрупнения общин.
Если вы помните, еще в начале года у нас было более чем 11 тысяч общин, были разработаны каждой областью планы объединения этих общин, состоятельных общин. В результате мы с вами получили 1469 общин. Был большой социальный диалог о децентрализации: много встреч, митингов на местах и даже в Киеве. Приезжали, разговаривали, договаривались ... Правительство приняло такое решение. Каждая область представила свое разделение на отдельном заседании.
После утверждения базового уровня перешли к субрегиональному уровню, то есть к районам. Было создано 136 новых районов вместо ранее существующих 490. Мы с вами оказались свидетелями этого исторического процесса, который приблизил страну к европейским стандартам новосозданных районов по размерам, численности населения, сплоченности, а также социально-экономическим перспективам.
Конечно, реформа идет очень быстро. И законопроект 3651-д, которого касался ваш вопрос, уже принят в первом чтении, в ближайшее время мы уже ожидаем второе чтение и его окончательное принятие Верховной радой. Он предусматривает именно урегулирование полномочий, передачи имущества и дальнейшего функционирования вновь избранных органов местного самоуправления. Это сейчас для нас приоритет. У нас есть полное взаимопонимание с комитетом Верховной рады, с депутатами, и мы ожидаем в ближайшее время, что это будет принято.
Реформа децентрализации, которая, кстати, получила очень высокую оценку со стороны наших международных партнеров и, я уверен, со временем получит такую же оценку со стороны общества и граждан Украины, является одной из самых успешных реформ в государстве.
Так как передавать будем? Если нет такого элемента, как территориальные общины, в Конституции. Не противоречит ли этот закон Конституции Украины?
Ни в коем случае. Мы тогда должны признать, что парламент или правительство действовало неконституционным способом. Определение «территориальные общины» упоминается, в частности, в 140 статье Конституции.
Действительно, идет работа, наработки относительно дальнейших изменений в Конституцию, которые в определенной степени завершат комплекс действий по реформе децентрализации. Сейчас я не вижу никаких противоречий в этом. На мой взгляд, это преувеличение.
В Украине отсутствует законодательство, которое предусматривает возможность создания новых населенных пунктов. Правительство Гончарука подавало такой законопроект, затем его отозвали, вместе с отставкой правительства. Будет ли правительство Шмыгаля и ваше министерство, собственно, инициировать такой законопроект или нет? В прошлый раз он назывался «Об основах административно-территориального устройства».
В этом вопросе в целом все урегулировано.
17 июля принято постановление об образовании и ликвидации районов. 17 сентября принят закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс, который как раз и регулирует вопросы и завершает административно-территориальную реформу в части приведения в соответствие Бюджетного кодекса к новому административно-территориального устройству.
И 3 ноября в первом чтении приняли уже 3651-д, который регулирует вопросы правоприемничества коммунально-государственного имущества.
Недавно в стране прошли первые местные выборы, которые уже прошли на основе нового административно-территориального устройства, то есть, все уже урегулировано.
И это согласно Европейской хартии и в соответствии с европейскими практиками. Этим решением, этой реформой мы подтверждаем направление своих действий к европейским стандартам.
Когда вы ожидаете от Рады принятия законопроектов о местных государственных администрациях и о местном самоуправлении?
Следующее заседание состоится на следующей неделе (разговор был 12 ноября – ред.), тогда и ожидаем принятия законопроекта 3651-д.
То есть, в этом году оно уже будет работать?
Нужно уже в этом месяце.
Это важный вопрос, потому что, представьте себе, что вместо 490 районов со всеми функциями, районными государственными администрациями, которые ликвидированы, образовано 136 новых. Это огромная работа, которая касается коммунального, государственного имущества местных и районных советов и многое другое. Исполнительные органы надо назначить ...
Давайте от теории к практике: на примере Киевской области, которую вы некоторое время возглавляли. На территории нынешнего Белоцерковского района (ранее – Володарского) планируют запустить шахту по добыче открытым способом россыпных титановых и циркон-рутил-ильменитовых руд. Местные жители уверены, что из-за этого будет уничтожено тысячи гектаров земель, а десяток населенных пунктов останутся без питьевой воды. Что делать жителям ОТО для отстаивания и защиты своих интересов? Если будут жалобы, как министерство будет реагировать на них?
В первую очередь, я хочу обратить внимание, что наша глобальная цель – это развитие состоятельных общин. Состоятельная мощная община обеспечивает развитие и мощь государства. Это – базовая фундаментальная логика, которая лежит в основе реформы децентрализации.
Поэтому то, что общины начали существенно развивать свою состоятельность, это очень хорошо. Другой вопрос, каким образом.
Они должны учитывать все те ограничения, которые есть. Есть надзор за законностью, который делает и государство в лице городских государственных администраций. Но давайте изучим этот пример.
Разрешение на эти работы уже есть. Но с одной стороны есть разрешение – с другой стороны есть недовольная община.
Разрешение на работы должно учитывать экологические вопросы, влияние на окружающую среду, влияние на вопросы рисков здоровья и так далее. Работы не будут начаты, пока нет оценки воздействия на окружающую среду. Мне известно, что КОГА уже обратилась в Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины относительно учета информации, изложенной в обращениях органов местного самоуправления, чтобы не допустить добычи открытым способом.
У вас есть опасения, что это разрешение незаконное?
Нет, меня беспокоит такая ситуация, типичная, когда люди не знают, как им поступить – в этом вопрос.
Давайте с этим конкретным кейсом отдельно разберемся, потому что Киевская область для меня очень близка лично. Сейчас этот вопрос на контроле у главы Киевской области Василия Володина.
Что касается эффективной работы общин, то это – основной вопрос 2021-2022 годов. И мы, как правительство и Министерство развития общин и территорий, этим занимаемся и будем заниматься. Очень важна разъяснительная работа, которую, кстати, мы регулярно проводим, ведь на местах возникает множество вопросов, в том числе и аналогичных тому, о котором вы говорите.
По экономической составляющей эффективности общин, это уже вопрос реформы Государственного фонда регионального развития, где мы предполагаем отдельную часть финансирования именно на поддержку развития объединенных территориальных общин. Потому что без этого толчка им будет сложнее быть развитыми и совершенно состоятельными.
А что такое состоятельность, я хотел бы вас спросить. Что такое состоятельная община?
Это община, которое может самостоятельно функционировать и обеспечивать свои нужды.
Материальные.
В том числе.
Вот хорошо, что вы говорите «в том числе». Потому что состоятельная община – состоятельная экономически, но не только. Она гармонично состоятельна. То есть, это социально-культурные аспекты, возможно, кое-где это религиозные аспекты, иногда это аспекты определенных исторических традиций. И это всегда – аспекты развития человеческого капитала, развития поддержки молодежи, внимание направлениям образования, профессионального развития.
Поэтому экономическая часть – фундамент. Без достаточного экономического уровня невозможно говорить о состоятельной общине. Но состоятельность – это не только деньги, это возможность создавать добавленную стоимость как экономически, так и социально-культурно.
Видим такую тенденцию: размер Государственного фонда регионального развития постоянно уменьшается после первого чтения. На 2020 год изначально подавали 9,5 млрд – после первого чтения осталось 4,9 млрд. На 2021 год подавали 9,3 – стал 6,2 млрд после первого чтения. Почему так происходит? Почему у регионов забирают деньги?
Для меня и для министерства это очень важный и фундаментальный вопрос, который сейчас является и определенным вызовом.
Во-первых, мы инициировали реформу Фонда регионального развития и правительство поддержало это решение – есть соответствующее постановление, мы разработали и подали законопроект в Верховную раду, который изменит, я надеюсь, в ближайшее время подход к Государственному фонду регионального развития и его использования.
Что касается ситуации с уменьшением в 2020 году. Весной этого года мы начинали с суммы 7,5 млрд гривен и были вынуждены после того, как были внесены изменения, сократить до 4,9 млрд гривен.
Это вызвано ковид-кризисом. Мы с пониманием к этому относимся.
Первое чтение было в конце 2019 года – еще до кризиса.
Мой первый ГФРР был 7,5. Под эти 7,5 были запланированы соответствующие проекты, расходы. Мы с областными государственными администрациями, с комиссией ГФРР, куда входят также народные депутаты Украины, сделали соответствующее сокращение таким образом, чтобы программные проекты не пострадали и были выполнены.
Но вернемся к реформе.
Я также, как и вы, как и регионы, был расстроен ситуацией с уменьшением ГФРР, потому что без этого инструмента невозможно реализовывать преобразование страны. Нужен пошаговый план и понимание, на что государство должно направлять финансовый ресурс и к изменению каких показателей это приведет. И мы сделали две вещи.
Со стороны Министерства общин и территорий правительству предложили государственную стратегию регионального развития на 7 лет вперед, до 2027 года. Участие в ее разработке принимали также другие министерства, Офис президента, неправительственные профессиональные организации. Стратегия была представлена на заседании правительства и принята.
У нее есть несколько новелл: во-первых, это будет первая стратегия регионального развития, в которой планы мероприятий будут финансироваться из государственного бюджета Украины; во-вторых, мы ввели новые объекты финансирования, кроме областных государственных администраций, 10 функциональных зон. То есть, страна – это не только областное распределение, а это – 10 функциональных зон, которые требуют отдельного развития: например, функциональная зона побережья Черного и Азовского морей, функциональная зона городских агломераций, функциональная зона моногородов или функциональная зона горных Карпат. Например, горные Карпаты расположены на территории четырех областей. То есть, невозможно реализовать эту программу по региональному признаку областей.
Понятно, что государственная стратегия регионального развития предусматривает финансирование. Государственный фонд регионального развития – это второе предложение, которое мы вынесли на правительство. Правительство также нас поддержало – в Раду подан законопроект.
Мы предложили, чтобы Государственный фонд регионального развития постепенно за три года увеличился до 3% от расходной части бюджета Украины.
Это большие деньги. Если переводить в цифры, то почти 5 млрд, которые есть в ГФРР в 2020 году – это около 0,5%. То есть, 3% – это в шесть раз больше. Разумеется, мы ожидаем, что бюджет тоже будет расти за эти годы, а значит, речь идет о еще большей сумме.
Запланирована постепенная реализация реформы ГФРР. С 1 января 2022 года – 2% расходов государственного бюджета, с 1 января 2023 года – 3%.
2021 год – мы говорим почти об 1%. И вы правы, что по анализу прошлых лет между первым и вторым чтением были уменьшения. На этот раз я ожидаю, и мы работаем над тем, чтобы этот показатель был увеличен до размера 1%.
О какой сумме идет речь?
Около 9 млрд. 9-10 миллиардов гривен – это план, наш приоритет. И именно из этих расчетов и построена стратегия регионального развития. Невозможна стратегия без финансирования.
Но ковид. Где вы их возьмете эти 9 млрд? У вас уже есть гарантии от правительства, от народных депутатов, что вам дадут 9 млрд? В последней версии бюджета на 2021 год после первого чтения есть только 6,2 млрд.
Знаете, борьба с ковидом – это большой вызов, большая угроза для всего человечества. Мы все понимаем, какие убытки понесут экономики государств. Я уверен, что региональное развитие необходимо для поддержания экономики, поддержки общества, без этого мы не сможем развивать страну.
Делать жертву за счет регионального развития неправильно. Это суицид.
Надо заботиться о проектах развития, которые в первую очередь создают две вещи: рабочее место и добавленную стоимость.
В период пандемии, в период понятного логического экономического кризиса именно государство выступает основным инвестором в стране. А кто у нас «акционер» Государственного фонда регионального развития?
Украинцы.
Да, граждане. Которые как акционеры Фонда справедливо спрашивают: что, как и когда будем строить?
Мы предложили гражданам развитие не только твердых, но и мягких проектов. То есть, когда мы говорим о проектах экономического роста – это не только, например, объекты промышленного развития, технологические или индустриальные, или биотехнологические парки, это также мягкие проекты: развитие и инвестиции в людей, в образование, в профессиональное образование ...
Условно говоря, в мягкие проекты – вообще никогда практически не вкладывались значительные деньги. А сегодня конкуренция в первую очередь заключается в конкуренции человеческого капитала и его качестве.
Кстати, о человеческом капитале. Накануне правительство утвердило трех новых руководителей ОГА. Цитирую Соню Кошкину по кандидатуре на главу Николаевской ОГА: «Выборы в городе провалены, а начальник штаба идет на повышение. Специфическая логика». Почему так? И вообще, что скажете о потенциальных назначениях?
Работа с регионами и, соответственно, с руководителями областей – одно из важнейших направлений в моей повестке дня. В эти дни еще и получаю много вопросов относительно кадровых изменений и назначений.
Когда работал на должности председателя областной государственной администрации, был лично знаком со всеми председателями ОГА, и сейчас уже в новом формате мы работаем вместе с ними почти каждый день. По крайней мере еженедельно мы все видимся, проводим соответствующие видеоселекторные совещания или лично, – мы очень заинтересованы в том, чтобы качество управленческого капитала в регионах росло.
Мы со стороны правительства и Министерства развития общин и территорий также делаем соответствующую оценку, анализируем эффективность работы председателей областных государственных администраций.
Конечно, решение принимается Офисом президента Украины и лично президентом при назначении кандидатуры председателей облгосадминистрации, и вы верно сказали – мы еще ожидаем указов. Но я поддерживаю постоянное повышение уровня управленческого капитала в регионах – мы делаем соответствующие выводы, осуществляем мониторинг эффективности работы глав. И, откровенно говоря, две новости хочу сообщить. Изменения неизбежны – они еще будут в ближайшее время. И вторая новость в том, что они должны повысить качество управления в регионах.
Давайте конкретнее? Изменения неизбежны – это значит, что будут переназначения еще в других областях?
Да, будут переназначения.
О каких областях идет речь? Где ожидать изменений?
Я вам такой даже могу дать заголовок: любая область может ожидать изменений. Любая. Это зависит от объективных характеристик эффективности работы главы облгосадминистрации и его команды. И это ни в коем случае не связано с выборами. Я говорю о фактической работе глав обладминистраций, которая является их операционной частью функционирования. Это – выполнение решений президента и правительства, текущее социально-экономическое положение дел в регионе ... Сейчас топ-приоритетом безусловным являются вопросы, связанные с ковидом, то есть, ситуация с обеспечением койко-мест, кислорода централизованно, ситуация с выполнением решения правительства по ограничительным мерам, обеспечение дополнительных мощностей больниц, выплат медикам. Ковид-тематика – номер один.
Также есть вопросы, касающиеся реализации программы президента «Большое строительство»: мы еженедельно за этим следим, каждую неделю мы проводим видеоселекторные совещания с председателями государственных администраций. В Минрегионе работают, если я не ошибаюсь, с июня этого года мониторинговые группы. Каждую неделю минимум 2-3 области они посещают и делают мониторинг всех объектов строительства, которое там происходит, по программе: их состояние, финансирование, качество, сроки, подрядчики, разрешения и так далее.
Я, со своей стороны, сейчас немного притормозил с рабочими поездками, потому что был на больничном, а в обычном режиме каждую неделю посещаю какую-то область и работаю по разным направлениям, которые также включают в себя и ковидный пакет, и децентрализацию, и «Большое строительство», и еще несколько других специфических пакетов для некоторых областей. Например, по западу – это наводнение: ликвидация последствий наводнений и проведение работ по этому направлению.
У вас на сайте «Большого строительства» нет обобщенных количественных показателей завершенных объектов в реальном времени. Поэтому известны только заявленные цифры: 100 школ, 100 детских садиков, 210 приемных отделений ... Что из этого есть по состоянию на сейчас?
Я вам хочу показать, как я работаю.
Я вам открываю свой iPad. Последний селектор был когда? 11 ноября, вот папка. «Большое строительство». Например, по ситуации на 11 ноября общий процент строительной готовности в части программы 100 + 100 + 100 составляет 92%.
3% прогресс в неделю.
Это же не публикуется?
Не публикуется, это рабочий материал. Его видят председатели ОГА и мы вместе прорабатываем эти данные. Минрегион обнародовал ключевые факты: динамику, процент строительной готовности. Ведь важно, чтобы общество знало, как идет ход программы. Это важно и в разрезе каждого региона, и для страны в целом.
Вот видите, 248 объектов завершено – это без приемных отделений. Приемные отделения отдельно.
И видите по каждой области мы видим ...
Донецк – все.
Донецкая у нас лидер, кстати, завершила 100% объектов (листает дальше – ред.).
Завершение по направлениям. Например, у нас уже 99 школ на сегодня завершены. На следующей неделе будем пересекать психологическую отметку.
Но, видите, мы уже приближаемся к тому, чтобы все сделать вовремя.
Дальше. Есть освоение средств. Почему это важно? Так как расчеты с подрядчиками возможны только когда объекты завершены, работы сданы. Уже конец года, есть остатки на счетах. Нельзя допустить, чтобы они остались, потому что потом будут проблемы с расчетами.
Следующее. Приемные отделения. Вот у нас уже из 210 приемных начаты работы по 192. Это много, потому что мы их начали строить гораздо позже, чем планировалось изначально. До конца года они должны быть готовы.
Есть много разных характеристик, по которым мы анализируем: вот – дорожная субвенция, региональная. Как она идет, кто лидеры.
А теперь давайте ретроспективу сделаем. Например, перенесемся в 19 августа. 64% – видите?, – тогда.
Примеры ... мы делаем также примеры. Это уже открыто на тот момент первое приемное отделение в Бориспольской больнице.
Кстати, о ней тоже хочу у вас спросить. Президент обещал дать поручение чтобы проверили финансирование ремонта Бориспольской больницы в предыдущие годы: были ли там злоупотребления и нарушения. И вы, кстати, в тот день были с ним рядом, как председатель Киевской ОГА. Вы, наверное, знаете, осуществили ли такую проверку и каковы ее результаты.
Насколько мне известно, по некоторым фактам еще ведется работа соответствующими органами, есть уголовные производства. Выводы по состоянию на сегодня не готов сообщить.
Давайте с другой точки зрения посмотрим на эту ситуацию. Бориспольская многопрофильная больница – достаточно комплексный большой объект, который обслуживает около 118 тысяч жителей Бориспольского района и города Борисполь, состоит из нескольких связанных между собой частей: поликлинического отделения, лечебного корпуса, родильного корпуса, инфекционного корпуса. Представьте себе, никто тогда даже не прогнозировал, что будет такая ситуация, что инфекционный корпус сейчас будет иметь такое значение. Это хорошо, что мы его сделали ...
Для меня лично очень важно завершить этот объект. Во-первых, большое количество людей получит медицинские услуги в более комфортных и современных условиях, ведь корпуса Бориспольской больницы были построены в 60-х-80-х годах. Во-вторых, это было поручение президента, которое он дал, когда впервые посещал этот объект и убедился, в каком состоянии находится больница. А, в-третьих, работы на этом объекте – это подтверждение возможности сотрудничества, представьте себе, сразу нескольких органов исполнительной власти: это и городской, и районный, и областной бюджет. Плюс государственный бюджет. То есть, все эти бюджеты объединены для того, чтобы софинансировать капитальный ремонт этого медицинского учреждения.
Я много работаю в системе строительства – строительства, когда заказчиком являются государственные органы. Пока только по программе «Большого строительства» мы строим (если не считать дорожную часть – она еще больше) более 600 объектов. По каждому объекту есть подрядчик: не обязательно один, может быть и больше. Понятно, что в этом сегменте исторически применяются методы неконкурентной борьбы между участниками этого рынка, и неидеальность судебной системы и надзора за этим приводит к возможной неконкурентной борьбе, с применением Антимонопольного комитета, обжалованием тендеров, и, к сожалению, я должен это признать, в начале это на нас влияло. Но сейчас с председателями областных государственных администраций – я благодарен им за понимание – у нас есть договоренность: вся эта местная борьба не должна влиять на сроки, на качество и на дату открытия объектов. Мы это должны принять в начале. Есть такие особенности – мы будем с ними бороться.
Если мы уже заговорили о больницах, президент, когда открывал «Охматдет», говорил, что по всей стране будут «мультибольницы», где «будет все». Речь идет о новых объектах или о реконструкции? В каких городах? И что вообще имеется в виду?
Развитие системы здравоохранения является приоритетом нашей государственной стратегии. Здоровая нация – это, как говорят, фундамент для нашего с вами будущего, будущего наших детей.
Конечно, медицинская система и система здравоохранения требует реформирования и существенных инвестиций в ее перестройку: как физическую перестройку, так и перестройку с точки зрения технологий, специалистов, образования и так далее.
Мы все заинтересованы, и государство будет вкладывать деньги в развитие физических объектов – это строительство и технологическое оборудование/оснащение. На эти цели также необходимые ресурсы Государственного фонда регионального развития.
Так что же такое мультибольницы? Если вы их будете строить, то вы, наверное, знаете?
Не готов это комментировать сейчас: именно о четком перечне объектов и мультибольниц ... Но в перечне проектов, которые мы завершали в этом году, есть несколько медицинских объектов, медицинского направления, разного профиля.
Если говорить о планировании перечня объектов различных направлений, в том числе, на медицинскую инфраструктуру на следующий год, то к 1 декабря мы прорабатываем с областями соответствующие перечни, которые затем будут утверждены и составят базу для строительства и обновления на 2021 год.
Есть приоритеты Государственного фонда регионального развития, я напомню, 50% это национальные проекты, 30% – региональные, 20% – ОТО. Наш приоритет – проекты, которые создают добавленную стоимость, рабочие места, то есть нечто такое промышленное, производственное.
Я вам откровенно говорю, я хочу запустить систему государственного управления, которая запускает капитал в страну, который, в свою очередь, создает рабочие места в каждом регионе без исключения. Нам надо загрузить украинцев профессиональной работой. А для этого нужно инвестировать в мягкие проекты: повышение квалификации, развитие, образование, профессионально-техническое образование, которое надо развивать.
Конечно, приоритеты – это продолжение программы 100-100-100, то есть школы-садики-стадионы, это реконструкция объектов туристического направления и исторического наследия, также, кстати, это новое направление – музеи. Недавно президент Украины открыл Музей науки, он расположен в Киеве на территории ВДНХ. У нас есть идея мультипликации этого проекту – музея (не только науки, но и других) во всех областных центрах нашей страны. Сейчас мы прорабатываем, в каких регионах какие существуют возможности, и, конечно, финансовый ресурс будет привлечен.
Далее, конечно, огромное направление на 2021 год для всех регионов – программа президента «Большое строительство». В следующем году, кроме развития социальной инфраструктуры, будет также продолжение дорожного строительства: как национальные автодороги, так и региональная часть автодорог.
Давайте об архитектурно-строительном контроле поговорим. Государственная архитектурно-строительная инспекция ликвидируется – создаются три других органа. Но несколько недель назад сайт Офиса президента опубликовал позицию Михеила Саакашвили, который сказал о потенциальном изменении всей системы и сказал, что разрешения будут выдавать частные компании. Действительно ли это планируется? Какие дальнейшие намерения государства?
На этой неделе мы пригласили к себе комитет Верховной рады, народных депутатов, руководителя временной следственной комиссии по этому направлению, профессионалов с рынка, представителей строительной отрасли. Обсуждали положение вещей, а также дальнейшие шаги.
Действительно, с марта этого года продолжается реформа. Она была начата принятием двух постановлений правительства (№218, №219). Этими постановлениями было принято решение о ликвидации ГАСИ и о создании трех новых органов.
Государственная инспекция градостроительства Украины и Государственная сервисная служба градостроительства Украины уже созданы, они зарегистрированы и туда идет набор специалистов. И когда он дойдет до 30% штатной численности, они начнут полностью работать. Но мы должны признать – я об этом хочу говорить откровенно, – что реформа не была реализована именно теми темпами, которые предусматривались.
Премьер-министр Украины декларировал завершение реформы осенью, до конца октября этого года. К сожалению, по некоторым причинам этого не произошло. Среди этих причин – возможно, количество ответственных за эту реформу, определенная противоречивость между законодательством и постановлениями, а также события последних дней, которые провели правоохранительные органы (обыски СБУ в ГАСИ – ред.), которые привели к недоверию к действующему составу руководства. Правительством было принято решение, которое касается полного обновления и назначения новых людей. С этой недели Минрегион берет всю полноту ответственности за реализацию этой реформы: именно это мы и проговорили на рабочей встрече.
И какие теперь сроки, если уже не октябрь?
Ургентные. Сейчас идет конкурс на назначение, затем мы срочно будем назначать, разумеется, по конкурсу, 8 руководителей межрегиональных подразделений Государственной инспекции градостроительства. Это будет довольно быстро сделано, но вопрос не в этом. То, что зависит от Минрегиона, вы можете быть уверены, будет сделано профессионально, четко и в сроки.
Вопрос заключается также в разработке законопроекта, который урегулирует эту деятельность, и его принятии Верховной радой.
Профильный комитет Верховной рады пока собирает предложения и замечания и будет предлагать новую версию этого законопроекта. То есть, законопроект должен четко определить весь этот порядок. И реформа должна происходить законно, прозрачно и быстро.
И возвращаясь к вопросу о Саакашвили и частных компаниях ... Будут ли частные компании выдавать разрешения или такое не предусмотрено?
В среду у нас было руководство Совета реформ, к сожалению, господина Саакашвили не было, но были представители Совета реформ. Минрегион и комитет, конечно, получили их предложения, подавляющее большинство которых 100% будет принято в новой редакции закона. Рассматривается также предложение, касающееся института частных инспекторов.
Некоторые СМИ начали писать, что Ирина Король, которую назначили сейчас в ГАСИ – человек Кудрявцева, назначенный при вашем содействии. Вы можете возразить?
Во-первых, я не могу отрицать объективный факт того, что Минрегионом подана эта кандидатура на должность председателя ГАСИ и председателя ликвидационной комиссии ГАСИ. Я напоминаю, что эта организация в стадии ликвидации.
Второе. Когда принимали это решение, мы исходили из того, что мы можем назначить только того специалиста, который является в настоящее время в штатной численности этой организации, то есть это не может быть человек альтернативный, который работает в другой организации – это весьма существенно сужает выбор. ГАСИ уже за этот период ликвидации подавляющее количество людей уволил, что также ограничило наш выбор.
И третье. Я не являюсь человеком, который получает какие-то рекомендации или предложения от внешней среды, особенно в отношении назначений.
Это наше решение. Техническое и объективное. И я бы на нем не концентрировался, так как речь идет о том, что организация будет ликвидирована очень быстро. Я бы наоборот обратил внимание на специалистов, которые будут работать и будут назначены в ближайшее время в ГИГ и ГССГ, это важно.
Неделю назад ОАСК должен был рассматривать иск о незаконности ликвидации ГАСИ. Это рассмотрение перенесли на 25 ноября. Вы следите за этим рассмотрением? Что будет делать Минрегион, если суд скажет, что ликвидация является незаконной?
Минрегион знает об этом. Конечно, юридический департамент следит за ходом событий.
Отвечу так: нам надо согласовать законопроект, комитету – подать его на рассмотрение Верховной рады. Вот это необходимо сделать. Закон должен быть в основе любой реформы любой отрасли. Возможно, с этого и нужно было начинать эту реформу.
Программа правительства, хотя и не была принята, все равно будет реализовываться, говорит премьер. У вас там есть свой кусок работы, довольно значительный. Что уже сделано и что планируете успеть до конца этого года?
Для меня программа действий на период – это документ без которого я не представляю, как работать. Это невозможно – я уверен, что любой профессиональный человек, который имеет опыт, не может позволить себе, особенно выполняя роль представителя общества, работать вне какого-то плана, стратегии и программы действий. Конечно, сегодня мы все должны быть более гибкими учитывая пандемию и вызовы. Однако без базового планирования такие отклонения могут иметь совершенно непрогнозируемые последствия.
По программе, о которой вы спрашиваете, на мой взгляд, положительным индикатором является то, что эта программа действий Минрегиона была одобрена и подтверждена профильными комитетами Верховной рады. То есть, комитетом по вопросам местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, комитетом по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг. Я для себя это учитываю, как поддержку Министерства. Конечно, мы продолжаем свою деятельность по той программе, которая была поддержана правительством, но не одобрена парламентом.
Если идти по направлениям и давать оценку, есть много сдвигов и достижений, о которых уже можем отчитаться.
Были ликвидированы старые районы и созданы новые, проведены выборы по новому устройству, движемся к конституционным изменениям в следующем году – я оцениваю это как очень позитивный результат и высокую скорость.
Принята Государственная стратегия до 2027 года, план действий разработан, работаем над повышением эффективности ГФРР – есть разработанный законопроект. Уверен, он будет поддержан парламентом, ГФРР будет увеличен, что является достижением.
Национальная программа трансформации угольных регионов – движемся в этом направлении вместе с партнерами из Германии и другими министерствами. Минрегион разработал концепцию, есть видение, какие шаги должно сделать правительство.
Президентская программа «Большое строительство» – вы видите, что там уже цифры приближаются к запланированным в начале программы. Мы будем представлять результаты и дальнейшие планы в конце этого года.
ГАСИ и градостроительство – есть определенный опыт и оценка. Я откровенно говоря, критически отношусь к результатам этой реформы и сейчас планируем все ответственно завершить, теперь со стороны Минрегиона. И мы это завершим.
Есть много других важных направлений для Минрегиона. Среди них – реформа энергоэффективности, международное сотрудничество и евроинтеграция ... Кстати, по энергоэффективности – мы первое государственное здание, которое установило солнечные панели на фасаде, это очень хорошо видно со стороны Софийской площади. Впервые в историческом центре.
Недавно также был подписан кредитный пакет с Европейским инвестиционным банком на 300 млн евро, благодаря которому Украина повысит энергоэффективность около тысячи общественных зданий. Многое по различным направлениям сейчас в процессе реализации, планируем следующий год ...
Есть на самом деле, чем похвастаться, однако вызовов впереди еще больше.
Текст: Катерина Питенина
Фото: Елена Тян
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.