Один из самых громких результатов прошедших выборов связан не с обновлением местной власти, а с довыборами в парламент. Неспособность Олега Ляшко, ослепительно яркой звезды на украинском политическом небосклоне, вырвать победу на мажоритарном округе у малоизвестных и невыразительных на его фоне конкурентов, вызвала шквал комментариев и стойкое ощущение, что в стране действительно что-то сильно меняется.
Вот тут бы, кстати, и пригодился толковый, не мусорный опрос, в идеале с применением глубинных индивидуальных интервью и фокус-групп, чтобы понять мотивацию избирателей. Какого, извините, им рожна… то есть почему вдруг людям не глянулся Олег Валерьевич, который восемь лет назад на этом же округе прошел легко и красиво, набрав сходу почти 56%?
Ведь с 2012 года Ляшко только расцвел. На досрочных парламентских в 2014 году его Радикальная партия зашла в парламент, обойдя «Батькивщину», а он сам занял почетное третье место на президентских выборах, на тех самых, на которых Петр Порошенко выиграл в один тур. Олег и до этого был завсегдатаем телеэфиров, особенно его привечали на «Интере» Фирташа-Левочкина, а в качестве главы парламентской фракции он стал просто нарасхват, расцвел и заматерел. Он действительно чувствовал себя на публике, как рыба в воде, чем радикально (да-да) отличался от большинства своих коллег по Верховной раде, не лез за словом в карман, легко завоевывал фокус внимания аудитории и по желанию вызывал у аудитории смех и аплодисменты. Парламентские радикалы величали своего руководителя не иначе, чем Лидером – с большой буквы и с придыханием, и попробовали бы иначе. Заметным образом выросло и довольствие: все-таки Ахметов был и остается в Украине кошельком №1, и довольно щедрым, когда видит свой интерес.
Красивые и умные политики налетели на 2019 год, как на стену с размаху, без травм не остался никто, и Ляшко не стал исключением. Седьмое место на президентских не было катастрофой, тем более что полученные 5,48% не сильно отличались от 8,32% в 2014 году, засветился – и ладно. Он еще пару раз памятно засветился, пытаясь поставить Зеленского на место, первый раз перебив нового президента прямо во время инаугурационной речи, когда тот перешел на русский язык, второй раз попытавшись устроить стрим со встречи Зеленского с главами фракций по поводу роспуска парламента. Резкое и демонстративное неприятие «слуг» должно было обеспечить радикалам успех на досрочных выборах, но вышло иначе. Впервые с 2006 года Олег оказался вне стен парламента. Эту историческую несправедливость нужно было как-то исправлять.
Возможность открылась в мае нынешнего года, когда то ли покончил с собой, то ли был убит в своем киевском офисе народный депутат Валерий Давыденко. Освободился не просто один из мажоритарных округов, а – о чудо! именно тот 208-й округ, где в 2012 году уверенно победил Ляшко. Как тут не уверовать, что Олегу снова поперла масть?
Будучи фигурой с общенациональной узнаваемостью и почти бесконечным материальным ресурсом для решения банальной задачи, Ляшко уверенно рассчитывал и на собственное отточенное обаяние, перед которым не устоит глубинка. Но ко всему он еще и подстраховался, привезя на округ в качестве некой своей поручительницы саму Юлию Владимировну, также мастерицу очаровывать простолюдинов. Чего стоило их помирить Ринату Леонидовичу, не будем гадать. Но и этим глянцевый кандидат не ограничился, а подстраховался парочкой однофамильцев претендента от «Слуги народа»: мелочь, а не помешает. Не помешало, но и не помогло.
Есть искушение заявить, что черниговцы решительно прокатили профессионального политического заробитчанина, но все же следует проявить некоторую сдержанность. Наверное, люди, которые непосредственно работали в этой кампании, рассказали бы более глубоко и толково, а на поверхностный взгляд Олега умучил не «слуга» Гунько, прокатившийся на былой популярности увядающего бренда, а вдова покойного Валерия Давыденко Людмила. Это ее без малого 27% убили, казалось, гарантированную победу Ляшко. Ее супруг за шесть лет депутатства ощутимо засеял свой округ, а сочувствие женщине, потерявшей «доброго чоловіка», сделало свою работу. У Людмилы Давыденко была такая важная для борьбы личная эмоциональная история. Залетный радикал мог в этой ситуации выглядеть для кого-то как шакал, который зарится на ее законное политическое наследство. Анатолий Гунько лишь пожал плоды этого столкновения. Прибавьте к итоговым почти 32% Ляшко 27% Людмилы – вот и будет практически результат 2012 года.
И тем не менее факт: страна остается без Ляшко в Верховной раде, а «Батькивщина» Тимошенко перестала быть ведущей силой во многих местных советах, как было еще недавно. Они уходят. Может, не так быстро, как хотелось бы. И да, не переживайте за Рината Леонидовича. У него и со «слугами» все хорошо.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.