В начале сентября текущего года, в разгар подготовки к местным выборам, народные депутаты внесли на рассмотрение Верховной рады законопроект «О внесении изменений в закон «О Центральной избирательной комиссии» по опросам общественного мнения».
Появление документа вызвало острые дискуссии среди парламентариев, экспертного сообщества и юристов. Ведь по замыслу авторов законопроекта подобная инициатива должна способствовать диалогу и информационному взаимодействию между властью и гражданским обществом. Оппоненты такой инициативы считают, что принятие подобного документа - шаг к информационным манипуляциям и возможность в дальнейшем создать опасные правовые прецеденты.
В то же время юридическое сообщество справедливо считает, что подобная законодательная инициатива – попытка протестировать в удобном режиме возможность в дальнейшем проводить референдум. Кроме того, сейчас проведение общественных опросов создаст дополнительную нагрузку на Центральную избирательную комиссию, которая в этом году должна организовать достаточно сложный процесс подсчета голосов на местных выборах.
Что на самом деле планируют народные депутаты под эгидой общественных опросов? Какие юридические и практические последствия будут иметь подобные инициативы? А главное – удастся ли их эффективно реализовать в короткие сроки?
Спросим обо всем?
Законопроект №4043 внесли и зарегистрировали народные депутаты от фракции «Слуга народа». Сначала норму об опросе общественного мнения на выборах планировали внести еще в Избирательный кодекс, однако эта идея потерпела неудачу.
Авторы документа предлагают внести изменения в закон о ЦИК. В случае соответствующего решения Кабмина комиссия должна обеспечить организацию подготовки и проведения опроса общественного мнения. В свою очередь, правительство может определить перечень вопросов, сроки и территорию его проведения. В то же время проводить такие опросы в законопроекте предлагается в день голосования на общегосударственных или местных выборах по всей территории Украины или в отдельных ее местностях.
Законодатель предлагает установить ограничения на «чувствительные» для украинского общества вопросы, исключив из этого перечня вопросы о временно оккупированных территориях, а именно: выборов на временно оккупированных территориях, об экономическом взаимодействии с ними, а также амнистии и взаимодействии с государством-агрессором, то есть Россией.
Результаты опроса должны быть обнародованы на официальном веб-сайте ЦИК не позднее, чем на пятый день со дня их обобщения.
Самое интересное, что у данной законодательной инициативы появилось сразу двенадцать альтернативных законопроектов. Как известно, при таких условиях принятие документа в сессионном зале парламента становится слишком усложненным, так как нужно пройти ряд процедур.
А вот сами депутаты в альтернативных законопроектах предлагают спросить у украинцев о необходимости проживания президента Украины в государственной загородной резиденции, о возможности внесения изменений в Конституцию с целью запрета посещения территории государства-агрессора народными депутатами, о возможной лояльности к государству-агрессору. Однако большинство из альтернативных документов предлагают запретить наделять ЦИК «несвойственными полномочиями» именно в части проведения общественных опросов.
Стресс-тест на референдум
Авторы законопроекта об общественных опросах ставят, на первый взгляд, логическую цель – узнать у граждан мнение по поводу того или иного вопроса, что позволит сформировать или скорректировать соответствующие изменения в реформировании определенной отрасли или направления государственной политики.
«С помощью опроса общественного мнения можно исследовать общественные настроения по определенному кругу вопросов, спроектировать соответствующие управленческие решения, определить положительные и отрицательные явления конкретной проблемы. Кроме того, опросы общественного мнения позволят способствовать совершенствованию системы государственного управления, ведь предоставит возможность наладить информационное взаимодействие между органами государственной власти и гражданами в ходе реализации реформ, обеспечить их соответствующую корректировку», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Критики видят в таких действиях подготовку к легитимизации более серьезных вопросов: некий тест на проведение референдума. Дело в том, что новый закон «О Всеукраинском референдуме» пока дорабатывается ко второму чтению, а с его возможным принятием власти смогут ускорить решение некоторых наболевших вопросов. Поэтому провести подобные опросы – это шанс предварительно узнать мнение граждан по тому или иному вопросу.
С другой стороны, непонятным остается то, каким образом будут проводиться такие опросы, сможет ли ЦИК самостоятельно организовать этот процесс, придется ли подключать подрядчиков. В целом такие опросы могут напоминать экзит-полы, и пока в Украине не так много компаний, которые могут качественно организовать такой процесс.
Политический интерес
Проведение подобных общественных опросов может предварительно определить общую ситуацию в обществе по поводу той или иной проблемы. Прежде чем проводить референдум по поводу путей решения конфликта на востоке Украины, будущего Донбасса и Крыма, вступления в НАТО и ряда других вопросов, власть может получить реальный срез общественного мнения с возможностью дальнейшей коррекции. Ведь если говорить об организации референдума, то различные политические силы накануне его проведения могут агитировать или пропагандировать свое видение того или иного стратегического пути Украины.
Поэтому инициатива с общественным опросом – хорошо завуалированный по своей сути консультативный референдум. А самое главное – никаких правовых последствий подобные опросы в отличие от референдумов не предполагают. Фактически это срез общественного мнения, который в дальнейшем может быть либо использован с целью продвижения определенных идей или, наоборот, как можно более тщательном их игнорировании.
В любом случае законопроект об общественных опросах пока остается «на паузе», шансы на его принятие до проведения местных выборов призрачные. Впрочем, сама по себе данная идея может быть реализована в тестовом режиме на любых выборах, которые состоятся после 25 октября. С какой на самом деле целью может быть использован подобный инструмент, остается интригой.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»