Летом текущего года в парламенте активизировалась тема льготного растаможивания авто. Речь идет о решении сразу двух параллельных проблем – как на самом деле сделать доступной растаможку б/у авто из Европы и как урегулировать вопрос авто иностранной регистрации, которые уже находятся на территории Украины.
Активная борьба за доступную растаможку бывших в употреблении авто продолжается с 2016 года. Владельцам авто на иностранной регистрации удалось объединиться в общественное движение и убедительно доказать свою позицию для общества и государства. Остроты вопросу придает тот факт, что каждой власти нужно не только урегулировать проблему так называемых «евроблях», но и объяснить остальному обществу, почему одни граждане смогли воспользоваться ситуацией и фактически длительное время полулегально пользоваться б/у авто из Европы, а другим – приходилось добросовестно платить пошлины и налоги в госбюджет, существенно переплачивая за авто.
Новой власти во главе с президентом Владимиром Зеленским и монобольшинству «Слуги народа» также пока не удалось решить данный вопрос. Однако, кажется, ситуация сдвинулась с места и очень вероятно, что с 2021 года история с «евробляхами», наконец, выйдет на финишную прямую. Однако каких последствий следует ожидать от разрешения этой ситуации? Если авто станут доступнее, не ухудшится ли при этом экологическая ситуация? Выдержит ли транспортная инфраструктура Украины новые нагрузки в случае увеличения количества автомобилей?
Страсти по акцизу
В прошлом году, после своего избрания президентом, Владимир Зеленский пообещал решить вопрос со штрафами и растаможкой «евроблях» тогда, когда будет сформирован новый состав Верховной рады. Уже в сентябре парламент принял закон, согласно которому штрафы для владельцев нерастаможенных авто отложили еще на 90 дней.
Однако дальше этой инициативы вопрос в юридической плоскости не сдвинулся. Правительство Алексея Гончарука тщетно искало конфигурацию решения проблемы «евроблях», а после его отставки и с началом пандемии коронавируса поиск решения ситуации снова затянулся.
Наконец, в июне текущего года народные депутаты зарегистрировали законопроект №3704 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упорядочения структуры акцизного налога» – в его разработке принимали участие и представители общественных организаций, которые стремятся решить проблему с удешевлением растаможки б/у авто. В целом же документ прежде всего предусматривает льготы по ввозу и растаможки автомобилей для участников боевых действий и лицам с инвалидностью.
Однако все же главное внимание в законопроекте уделяется растаможке бывших в употреблении авто иностранной регистрации, которая пройдет по новым правилам. По подсчетам авторов документа, это позволит наполнить государственный бюджет дополнительными 17,36 миллиардами гривен, учитывая, что по состоянию на 1 мая 2020 года ориентировочно 500 тысяч автомобилей находится на территории Украины с несоблюдением сроков и условий таможенных режимов временного ввоза или транзита. Кроме того, как предполагают законодатели, принятие закона поможет существенно снизить социальное напряжение в около 750 тысяч семей (а это около 2 миллионов человек), которые в условиях пандемии коронавируса не имеют дополнительных средств, чтобы оплатить полную стоимость пошлины по действующим с 2018 года правилам.
Правда, снижая ставку акциза (10% составит пошлина, 20% – НДС, 3% – в Пенсионный фонд, 1,5% – поступления в бюджет армии), авторы документа предусмотрели и некий «минимальный штраф» в размере 8500 гривен для владельцев «евроблях», которые все-таки упустили сроки обязательного растаможивания, предусмотренные предыдущими нормами законодательства.
Растаможить и наказать?
Предыдущий созыв Верховной рады одновременно с льготным режимом растаможки ввел и штрафные санкции для тех, кто по каким-либо причинам не успеет этого сделать в срок. В таком случае нарушителей ожидал штраф в размере 170 тысяч гривен.
Пока же в новых законопроектах, которые изменят правила растаможивания, кроме «штрафных» 8500 гривен, законодатели предусматривают только обязательное прохождение техосмотра для авто ниже требований экологического стандарта «Евро-4».
По мнению экспертов, в целом норма о техосмотре может иметь весьма неоднозначные последствия. Безусловно, не следует исключать человеческий коррупционный фактор. Поэтому ввоз авто и других транспортных средств в льготном режиме может превратиться в очередную сагу о злоупотреблениях на таможне.
В целом же нормы о штрафах за нерастаможенные авто после окончания действия льготного периода никуда не исчезнут, если, конечно, сами законодатели их не пересмотрят.
Однако решение вопросов с «евробляхами» может очень существенно повлиять на качество жизни каждого украинца. И речь идет не только об удешевлении б/у авто. В Украине может существенно увеличиться их количество.
С одной стороны, мы получим развитие сопутствующих отраслей экономики, которые прогнозируемо повысят занятость населения. Это и запуск новых СТО, сервисных центров, шиномонтажа.
С другой стороны, получим ухудшение экологической ситуации, ведь будет разрешен льготный ввоз авто с низкими экологическими стандартами.
Еще два негативных последствия: увеличение нагрузки на инфраструктуру и ухудшение ситуации с аварийностью на дорогах. К сожалению, ни украинские дороги, ни граждане не готовы к резкому увеличению количества транспортных средств. Увеличения количества заторов и ДТП не избежать.
Обидно признавать, но Украина так и не использовала ситуацию с легализацией б/у авто в свою пользу. Качественных и доступных по цене автомобилей мы так и не научились производить, создать условия для иностранных инвесторов – крупных автомобильных компаний-гигантов – также не удалось. Зато единственный доступный в настоящее время выход для оживления экономики – наполнить дешевыми подержанными авто из Европы. Этот шаг запоздал как минимум на 20 лет.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»