У украинцев есть старая добрая традиция: раз в месяц-два внимательно рассматривать результаты общенациональных опросов. Этот ритуал несет в себе что-то священное, вроде попытки заглянуть в будущее, забравшись на плечи социологов. Снизу-то особенно не разглядишь.
И что интересно, с некоторых пор опросы практически не несут какой-то новой информации. Во всяком случае исследования не ловят знаков, которые бы свидетельствовали о существенных переменах. При том, что вокруг события происходят совершенно незаурядные, и скорость, с которой они сменяют друг друга, исключительная. Напомню, ведь действительно почти позабылось, что каких-то полтора месяца назад в стране сменилось правительство, и поменялся руководитель в Генпрокуратуре.
А еще каких-то две недели назад появился компромат на брата руководителя президентского Офиса, а сам руководитель занял свое кресло два месяца назад. Событий одного вчерашнего дня могло бы хватить при иных обстоятельствах на долгий общественный резонанс: СБУ сообщила о разоблачении первого зама киевского мэра на взятке и о поимке российского шпиона в собственных рядах, причем на самом высоком уровне. А перед тем было объявлено о претензиях уголовного порядка к Татьяне Черновол, уходящих в далекое майданное прошлое, и вчера на протест вышли давно не собиравшиеся вместе Порошенко, Турчинов и Яценюк в масочках. Что ни говори, яркое пятно даже на фоне чернобыльских пожаров и превращения УПЦ МП в официального дилера COVID-19.
Но замеры общественного настроения ничего эдакого не обнаруживают. Больше того, они не обнаруживают и целого ряда государственных руководителей.
Так, о новом главе правительства Денисе Шмыгале что-то слыхали лишь 51% опрошенных, как выяснили специалисты из КМИС. Хотя, казалось, в стране кризисная ситуация, связанная с эпидемией, и граждане следят за происходящим несколько внимательней, чем это делают обычно, но вот премьера не заметили. Даже главу Верховной рады Дмитрия Разумкова знают лишь 70% украинских граждан, другим как-то не случилось. Андрей Ермак, который прочно занял место рядом с президентом, узнаваем лишь для 46% опрошенных, а ведь мужчина весьма видный. Про скандал с ним что-то слышали и вовсе 36%, основы не поколеблены.
Несмотря на все проблемы и скандалы, Владимир Зеленский по-прежнему пользуется высоким народным доверием – 44%. В марте было повыше, но не так, чтобы очень: 46%. Говорили, что по президенту ударит земельная реформа, и опрос показывает, что против продажи земли целых 74%, но вот нет, Зеленскому эта непопулярная инициатива сходит пока с рук. И «слугам народа» в целом, как выяснили в социологической группе «Рейтинг», особых претензий не выставляют, они остаются самой популярной партией с большим отрывом от прочих: своих 38% среди определившихся с выбором. И очевидно, что, скорей, «слуги» когда-то потеряют такой уровень поддержки, прямо скажем, совсем не заслуженный, чем до подобных высот поднимется кто-то из нынешних оппонентов.
Вот и получается, что Украина, как стала страной Зеленского, так ей и остается, несмотря на удивление, недоумение и раздражение тех, кто не понимает, как так может быть. Проблема же в том, что уже долго, больше года, нет никого, кто убедил бы хотя бы треть страны в том, что может быть иначе, и это иначе якобы лучше, чем то, что у нее есть сейчас. Согласитесь, в этом точно вины Зеленского нет никакой, пусть бы он и был виноват во всех бедах мира. Политики, которые видят конкурента в Толике Шарие, четко обозначают потолок своих возможностей.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.