Накануне вступления в силу более жестких карантинных мер в Украине мэр Киева Виталий Кличко подлил масла в огонь своим заявлением, что если уровень заболеваемости COVID-19 в столице будет расти, то не исключено, что в городе запретят пользоваться частным автотранспортом. Могут ли местные органы власти принимать подобные решения, насколько они законны и как реагировать, если вас на улице остановит полицейский патруль, «Слово и дело» расспросило адвоката «Столичной коллегии адвокатов» Геннадия Дубова.
Юрист отметил, что только чрезвычайное положение дает возможность ограничить свободу передвижения, но сегодня в режиме чрезвычайной ситуации центральная и местная власть по факту урезает возможности.
«Да, вы передвигаетесь, но метро работать не будет, да, вы передвигаетесь, но транспорт только по спецпропускам, да, вы передвигаетесь, но не далее, чем на 2 км от вашего места проживания. И чем дальше, тем больше эти ограничения вроде как не лишают нас выбора свободы передвижения, но сами возможности сужаются», – отметил Дубов.
По его словам, все что касается опыта ограничительных мер в прогрессивных столицах мира, не содержит запрета передвижения личным транспортом речи, например, в Соединенных Штатах.
«У нас же получается, что формально человек вроде бы и может передвигаться, но при этом его загоняют в такие условия, что он сам себя вынужден ограничивать. Если граждане не могут свободно передвигаться на территории АЭС или военной части, то эти ограничения являются разумными и оправданными. Но сейчас в какой-то момент мы можем ощутить, что находимся под домашним арестом», – прокомментировал юрист.
При этом Дубов уточнил, что домашний арест – это мера пресечения, которая по закону может быть и не круглосуточной, может предусматривать запрет на выезд из населенного пункта. Но в любом случае, законодатель считает такие меры пресечения ущемляющими свободу, поэтому они выносятся только на основании решения суда.
В ситуации с карантином получается, что ни в чем не виновные люди находятся под своеобразным домашним арестом без права выбора.
«Смысл в том, что те права и свободы, которые гарантированы Конституцией, и могут быть ограничены только при введении чрезвычайного или военного положения, у нас по факту ограничиваются, но другим образом. В специальных законах по предотвращению инфекционных заболеваний и про обеспечении санитарного благополучия населения есть нормы, которые позволяют органам местной власти принимать меры по борьбе с эпидемией. Ссылаясь на это, власть заполняет слово «меры» совершенно произвольным содержанием», – пояснил юрист.
Дубов уверен, что нам ставят такие ограничения, которые равны запретам. При этом эпидемия коронавируса нетипична в том плане, что в Украине для объявления эпидемии должно официально заболеть свыше 150 тысяч человек.
«Понятно, что патогенность нового вируса слишком большая и высоки риски заражения. Но наше законодательство было к такому не готово, поэтому власти просто сочиняют на ходу, подсматривая, как это делают в других странах. При этом ото всех берут какие-то ограничения только для того, чтобы сказать, что в других странах это есть. Только у нас сооружают такую конструкцию, которая состоит из слишком большого множества ограничений», – уточнил юрист.
В статистике по привлечению граждан к ответственности за нарушение карантина около 60% исков суд возвращает на дооформление. Это означает, что с вероятностью 90% этот иск в суд не передадут. Процентов 20% исков суд отбраковывает, потому что сотрудники полиции не могут нормально установить состав правонарушения без доказательств. Часто судьи выносят устные предупреждения.
«Абсурдность ситуации в том, что сейчас ходить пешком без маски дороже, чем ездить пьяным за рулем. Формально людям, у которых подтвержден статус инфицированных коронавирусом, разрешено в маске идти в продуктовый магазин и в аптеку. И на фоне этого нам заявляют: «А давайте еще отберем у людей возможность ездить в своем транспорте», – отметил юрист.
Что же касается работы полиции и будут ли копы злоупотреблять своим положением, то, по мнению Геннадия Дубова, многое будет зависеть от команды руководства полиции, будут ли патрульные просто предупреждать граждан в качестве профилактики, или налево и направо выписывать штрафы.
Как вести себя, если на улице остановил полицейский патруль:
не платить штраф на месте полицейским, поскольку такая процедура не предусмотрена законодательством. Решение о выплате штрафа принимается судом;
сотрудники полиции должны вести видеофиксацию. Вы тоже можете снимать происходящее на свой телефон или попросить вести съемку кого-то из прохожих;
правоохранители должны не только фиксировать нарушение, но и доказать его объективность в суде. Рапорта сотрудника полиции или его пояснений для суда недостаточно;
можно отказаться предъявлять удостоверение личности. Тогда вас доставят в отделение и, если в течение трех часов не смогут установить личность, то вынуждены будут отпустить. Но не факт, что так и поступят.
Ранее «Слово и дело» разбиралось с экспертом, могут ли в Украине ввести комендантский час. Также мы узнали, чем режим чрезвычайной ситуации отличается от режима чрезвычайного положения.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.