Еще в декабре 2019-го предыдущее правительство Алексея Гончарука предварительно договорилось об очередной программе сотрудничества с Международным валютным фондом, которая предусматривает предоставление кредита на сумму более 5,5 миллиардов долларов до 2023 года.
Впрочем, получить четкие сроки начала программы, а тем более – кредитные средства, с тех пор так и не удалось. МВФ выдвигает ряд условий, которые считают критически важными для дальнейшего выполнения программы Украиной. Поэтому даже присутствие миссии Фонда в Киеве в феврале текущего года так и не дало ответов на вопрос, когда именно возобновится кредитование.
Отставка правительства Алексея Гончарука и эпидемия коронавируса полностью изменили повестку дня не только в отечественной экономике, но и в целом в мире. Президент Украины Владимир Зеленский дал поручение новому премьер-министру и Минфину провести переговоры с МВФ и другими международными партнерами для преодоления последствий коронавируса.
Похоже, в отношениях между Украиной и кредиторами может наступить совершенно новый этап. И если раньше часть политиков считала целесообразным отказаться от помощи МВФ, что могло бы привести к дефолту, то уже в марте-апреле этого года даже их риторика может кардинально измениться.
Воспользуется ли Украина новыми возможностями сотрудничества с МВФ из-за эпидемии коронавируса? И удастся ли убедить правительство отсрочить выполнение предварительных условий перед Фондом, взятых на себя уже после победы команды Владимира Зеленского летом 2019-го?
МВФ и коронавирус
Президент не зря обратил внимание нового правительства на возможности для переговоров с МВФ, которые стали доступными в контексте событий с распространением в мире коронавируса COVID-19.
Дело в том, что несмотря на вызовы мирового масштаба, которые затронут экономики всех государств, МВФ также приняли решение выделить около 1 триллиона долларов на борьбу с эпидемией коронавируса.
Выделенные средства помогут 189 странам в борьбе с пандемией. При этом, по словам директора-распорядительницы фонда Кристалины Георгиевой, сначала планируется выделить около 50 миллиардов долларов кредитов развивающимся странам. Ведь именно им предстоит пережить тяжелые времена.
Интересно, что в Фонде собираются выделить до 10 миллиардов долларов из этой суммы странам с низкими доходами под нулевую ставку. Именно Украина, учитывая ситуацию, которая сложилась, и имея хорошую историю отношений с Фондом, может рассчитывать на часть этих средств. Об этом знают в Офисе президента и в новом правительстве и планируют воспользоваться этой возможностью.
Даже если быстро возобновить кредитование с МВФ по предварительным договоренностям не удастся, Украина может рассчитывать на выделение 3-4 миллиардов долларов кредита в рамках борьбы с последствиями эпидемии коронавируса.
Без кредита никак?
Еще до начала эпидемии украинская экономика начала на себе испытывать последствия начала очередного раунда мирового финансового кризиса. Его наступление экономисты прогнозировали давно, однако именно ситуация с распространением коронавируса стала тем спусковым крючком, который ускорил начало падения мировой экономики.
Невыполнение бюджета и девальвация гривны – это лишь первые «звоночки». Вероятно, следующие недели или даже месяцы вынужденного карантина еще более негативно повлияют на украинскую экономику.
Отсутствие кредитной поддержки МВФ может напугать не только инвестиционный капитал, но и других потенциальных кредиторов. Если Украина останется один на один с кризисом, то отечественную экономику может ожидать лишь один печальный сценарий – объявление дефолта. А это, в свою очередь, приведет к еще более глубоким разрушительным последствиям, преодолевать которые придется минимум следующие десять лет.
С другой стороны, кредит от МВФ всегда был не самой лучшей идеей. Впрочем, именно благодаря условиям предоставления кредитования, в украинской экономике начались хотя и медленные, но положительные изменения к лучшему. Правда, в Фонде всегда подчеркивают, что эти изменения можно было бы внедрять быстрее и решительнее, впрочем в украинских политических реалиях этот сценарий чаще всего получает сильнейшее сопротивление со стороны заинтересованных влиятельных групп интересов. С другой стороны, МВФ не является наиболее заинтересованной структурой в контексте реформирования украинской экономики, наоборот, чем более длительное время Украина будет брать кредиты, тем дольше оставаться на «кредитной игле».
Новые условия – новые сроки
Уже в ближайшие недели, по словам главы НБУ Якова Смолия, станут известны результаты новых переговоров с МВФ о продолжении сотрудничества в рамках договоренностей о кредитовании с прошлым правительством Алексея Гончарука.
Примерно на те же сроки ориентируются и в Минфине. Новый глава министерства Игорь Уманский надеется, что актуализировать все предварительные договоренности с МВФ удастся в течение нескольких недель.
Еще в начале года в Офисе президента указывали на то, что для возобновления кредитования нужно в феврале принять решение о запуске рынка земли. Сейчас – после отставки правительства, кадровых изменений в Офисе президента и форс-мажора в виде карантинных мероприятий – рассмотрение земельной реформы в Верховной раде затянется как минимум до мая.
В парламенте также тормозится еще одно решение, которое является одним из условий для предоставления кредита МВФ, – это закон о запрете возврата банков, которые обанкротились, их экс-владельцам. Очевидно, без четкого решения по данному вопросу в Фонде также будут откладывать предоставление кредита.
Поэтому новому правительству остается только надеяться, что в нынешних критических условиях таки удастся договорится с МВФ о выделении кредитного транша по линии поддержки от последствий эпидемии коронавируса. Правда, какой именно будет эта сумма и удастся ли ее получить хотя бы до осени 2020 года – когда в Украине стартует очередная избирательная кампания – пока неизвестно.
При оптимистическом сценарии, Фонд таки сможет выделить Украине средства в размере 1-2 миллиардов долларов в следующие несколько месяцев. Однако эти средства вряд ли смогут кардинально отсрочить последствия кризиса. Поэтому период турбулентности только начинается, и пик стоит ожидать в конце текущего года. Как, с кем и о чем тогда будет договариваться МВФ – не слишком понятно.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»