Политическое пике: почему правительство – больше не трамплин для рейтингов

Александр Радчукполитолог

Уже сегодня состоится плановое заседание нового правительства под руководством новоназначенного премьер-министра Дениса Шмыгаля. Его предшественника на этом посту Алексея Гончарука Верховная рада уволила чуть более чем через 6 месяцев после начала работы. Кабмин Гончарука не спасла даже утвержденная годовая программа деятельности правительства, которая якобы давала ему шанс показать результаты своей работы хотя бы до сентября текущего года.

Назначая правительство Алексея Гончарука осенью 2019-го, команда президента Владимира Зеленского акцентировала внимание на совместной ответственности и Кабмина, и Верховной рады, в которой монобольшинство принадлежит пропрезидентской фракции «Слуги народа». Однако с началом падения рейтингов самого Владимира Зеленского первым «под нож» попало именно правительство молодых и почти никому не известных «технократов». Прогнозируемо, что при низкой узнаваемости Гончарук просто-таки не мог взять на себя хотя бы часть негатива, который начал накапливаться среди украинцев, которые уже традиционно ожидают быстрых и эффективных реформ от новой власти.

Правда, на этот раз у избирателей есть на что надеяться. Ведь именно благодаря им Владимир Зеленский стал президентом, его команда получила монобольшиинство в парламенте и возможность по своему усмотрению формировать правительство.

Почему среди политических игроков так мало желающих стать во главе правительства в наиболее драматические для Украины времена? И когда ситуация может измениться?

Отсутствие состязательности в парламенте

Начиная с 2014 года ни один премьер-министр так и не смог нарастить себе рейтинги благодаря работе во главе Кабмина.

Несмотря на то, что в предыдущем парламенте распределение между фракциями было более благоприятное для поиска компромиссов и форматов коалиции, именно глава правительства наиболее быстро «сжигал» рейтинги как собственные, так и своей команды.

Арсений Яценюк, второй раз после событий Революции достоинства ставший премьер-министром в результате успешной парламентской кампании «Народного фронта» на внеочередных выборах парламента в 2014 году, уже через два года потерял почти все доверие избирателей. При этом Яценюку удавалось управлять страной в непростой ситуации, к тому же имея коалиционное правительство, которому был присущ квотный принцип распределения министерств.

Следующий глава Кабмина – Владимир Гройман – не только сумел сохранить коалиционное правительство, правда, уже на основе всего двух фракций, но и сумел отстоять часть министерских портфелей для членов своей команды со времен его мэрства в Виннице. Более того, Гройсману удалось на время выйти из тени его крестного отца в большой политике – Петра Порошенко – и даже начать самостоятельную политическую карьеру во главе новой партии.

В новом созыве Верховной рады потеря коалиционной состязательности, которая была присуща предыдущим каденциям парламента, и является основной причиной отсутствия желающих возглавить новое правительство после Алексея Гончарука. Ведь опытным политикам известно, что для формирования собственного правительства нужна опора в Верховной раде. Отсутствие даже призрачных политических перспектив – путь в политическое небытие.

Сейчас вся ответственность за изменения в стране принадлежит одной команде – потому, вероятно, рейтинги, полученные летом 2019-го, придется «сжигать» именно ей. И именно отсутствие состязательности и возможности профессиональных ротаций в исполнительной власти может впоследствии таки заставить президента распустить нынешнюю Верховную раду.

Планы на власть

С другой стороны, отсутствие качественных результатов в работе нового правительства дарит ряд политических перспектив для политиков, которые возглавляли предыдущие Кабинеты министров.

Подобная тенденция – очень знаковая для украинских политических реалий. До недавнего времени еще не было премьер-министра, который бы не строил планы улучшить результаты для своей команды на парламентских выборах или быть избранным президентом. Яркий пример – многократные попытки Юлии Тимошенко вот уже на протяжении 20 лет стать президентом Украины.

Премьер-министры последних лет также рассчитывают получить более высокие электоральные баллы, надеясь на «короткую память» украинских избирателей. Так, все чаще о себе в медийном поле напоминает экс-премьер Арсений Яценюк. Говорят, что он даже может объединить усилия в борьбе за новые властные высоты вместе с Петром Порошенко.

Имеет собственные политические амбиции и бывший глава Кабмина в 2016-2019 годах Владимир Гройсман. Правда, его команде еще стоит показать себя на очередных местных выборах. «Украинская стратегия Гройсмана», впервые попробовав свои силы на досрочных парламентских выборах летом 2019-го, получила неплохой (по сравнению с другими, более опытными политическими игроками) результат в 2,41%. Партия могла претендовать даже на государственное финансирование, впрочем новая правящая команда внесла изменения в законодательство, которые отменили эту возможность для партий, преодолевших 2% барьер на выборах.

Недавно уволенный с должности главы правительства Алексей Гончарук, вероятно, также захочет попробовать себя в новом политическом амплуа. Учитывая тенденции, уже через полгода-год в Украине может появиться ряд молодых политиков из команды Владимира Зеленского, которые так или иначе будут недовольны курсом, предложенным Офисом президента.

Удержать единство монобольшинства в условиях «внутренней оппозиции» будет крайне трудно, поэтому при таких обстоятельствах вариант перегрузки парламента уже не выглядит слишком фантастическим.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО