Дальше тянуть некуда: топ-10 самых ожидаемых перемен в 2020 году

Александр Радчукполитолог

Почти во всех сферах жизни украинцев есть вопросы, требующие решения уже много лет. Некоторые реформы не просто «перезрели», а даже потеряли актуальность, учитывая высокий темп перемен в мире.

В новом 2020 году запланированы изменения и реформы, на которые государство тратило миллиарды долларов средств налогоплательщиков, и откладывать которые дальше уже некуда. Ранее «старым» политикам не хватало политической воли для внедрения этих перемен, однако в 2019 году ситуация в корне изменилась – и вроде как фактор влияния олигархов и заинтересованных групп интересов должен был снизиться до минимума. Именно 2020 год – наилучший для новой власти для внедрения системных изменений в очень широком спектре вопросов.

До нынешнего года ни революции, ни аннексия Крыма и война в Донбассе, ни массовые акции протестов и смена нескольких десятков правительств так и не стали достаточными основаниями для внедрения многих реформ. Возможно, это проблемы с планированием? А, может быть, украинцы и сами не слишком стремятся к этим переменам? Так или иначе, в некоторых сферах придется менять нынешнюю модель сосуществования с обществом, ведь она недееспособна и ведет к социальным потрясениям. Каковыми будут те малые шаги и масштабные реформы, которые могут быть по крайней мере начаты уже в текущем году?

Перепись населения

Событие, которое не решаются по разным причинам реализовать еще с начала 2010-х годов. Последняя перепись населения была проведена в 2001 году, а согласно рекомендациям ООН государства должны проводить детальный аудит ситуации в обществе каждые 10 лет.

Новое правительство обещает провести перепись уже в этом году. Правда, пока до конца не ясно, будет ли она происходить исключительно в электронном виде или государство найдет достаточное финансирование и проведет полноценную перепись оффлайн. В любом случае перепись – это очень важный шаг для внедрения каких-либо изменений и наличие объективных данных обо всех аспектах жизни украинского общества понадобятся для планирования всех возможных процессов и изменений в государстве.

Земельная реформа

Законопроект о земельной реформе был принят Верховной радой в ноябре прошлого года, однако дальше дело так и не продвинулось. Многочисленные дискуссии, акции протестов, поправки к законопроекту – это событие, как и сама тема земли, вызывают резонанс в обществе.

Президент пообещал, что между первым и вторым чтением в законопроект будут внесены поправки, согласно которым право продавать и покупать землю будут иметь только украинские граждане и украинские компании, основанные исключительно украинскими гражданами. В дальнейшем же вопрос продажи земли иностранцам будет вынесен на всеукраинский референдум. Так или иначе, но запуск цивилизованного рынка земли – важнейший вопрос дальнейшей конкурентоспособности экономики Украины, и в 2020 году скорее всего будет решен в той или иной степени.

Закон о референдуме

Закон «О всеукраинском референдума», принятый в ноябре 2012 года, только в апреле 2018-го был признан Конституционным судом таким, что не соответствует нормам Основного закона, и к тому же, был проголосован с нарушением процедуры рассмотрения и принятия.

Впрочем, ни предыдущая, ни уже новая власть до сих пор не позаботились о том, как исправить данную ситуацию. Команда Владимира Зеленского еще во время своей избирательной кампании весной-летом 2019-го обещала ввести реальные механизмы народовластия. Референдум – один из базовых его принципов. Поэтому отсутствие прогресса по этому вопросу в 2020 году можно смело отнести к буксировке демократических процессов в Украине.

Масштабная приватизация

План по приватизации государственных предприятий реализуется несколькими правительствами подряд, начиная еще с середины 2000-х годов. После событий 2014 года этот процесс должен был реализовываться быстрее, однако постоянно терпел неудачу. Основная причина –коррупционная составляющая, которая мешала определить реальную цену и ввести принцип состязательности между претендентами на покупку.

Государство намерено оставить в своей собственности из 3 тысяч 643 государственных предприятий 766. Остальные планируется продать в частные руки. Насколько удачно удастся реализовать эти планы в 2020 году, покажет время.

Пенсионная реформа

Годом перемен 2020-й станет и в вопросе пенсионной реформы. Во-первых, в марте ожидается очередная индексация пенсий. Во-вторых, с этого же месяца для работающих украинцев начнет действовать система обязательного пополнения личного пенсионного счета – это условие для перехода на накопительную систему. В-третьих, в парламенте уже анонсировали очередную необходимость в поднятии пенсионного возраста. Правда, эту идею планируется реализовывать очень постепенно.

Так или иначе, учитывая демографическую ситуацию и тенденцию к трудовой миграции украинцев, пенсионную систему в нашей стране ожидают кардинальные изменения в последующие 10 лет. Скорее всего возможности «солидарной системы» будут постепенно угасать и нашему обществу еще предстоит очень острая дискуссия относительно начисления высоких пенсий государственным чиновникам, нардепам, судьям и определенным категориям «льготников».

Видеофиксация нарушений ПДД

Еще она реформа, которая уже «перезрела». Ежегодно в ДТП погибают тысячи украинцев, десятки тысяч – получают ранения и становятся инвалидами. Это не только опасное явление для генофонда украинской нации, ведь львиная доля погибших являются гражданами молодого возраста, но и миллиардные убытки для государства ежегодно.

Очевидно, усилий Нацполиции в данном вопросе недостаточно – обеспечить порядок на дорогах только силами патрульных нереально, и об этом уже давно известно. Выход – внедрение автоматической системы видеофиксации нарушений с введением системы штрафов и штрафных баллов как для водителей, так и остальных участников дорожного движения. Данная реформа ежегодно откладывается якобы из-за отсутствия необходимых средств для ее полноценного запуска. Впрочем, кажется, убытки государства от ДТП уже давно превысили стоимость запуска системы.

Легализация игорного бизнеса

Пока что и вопрос легализации игорного бизнеса с принятием соответствующего законодательства был перенесен на 2020 год. Декабрь прошлого года запомнился украинцам массовым закрытием нелегальных игорных заведений, которые были открыты по всей стране в нереально большом количестве под видом так называемых «онлайн-лотерей».

Цивилизованная организация игорного бизнеса в Украине может принести миллиардные доходы в государственный бюджет и стать еще одним направлением для развития туризма в нашей стране. Правда, согласно данным нескольких социологических исследований в течение прошлых лет, от 50 до 60% опрошенных украинцев все же не поддерживают идею с легализацией игорного бизнеса.

Общее декларирование и «нулевая декларация»

Еще одна дискуссионная идея, которая должна была способствовать перезапуску отношений в государстве на всех уровнях. В прошлые годы к ней неоднократно возвращались и в правительстве Арсения Яценюка, и Владимира Гройсмана, продолжались ожесточенные дискуссии в предыдущем созыве парламента.

Впрочем до сих пор идея с общим декларированием и введением так называемой «нулевой декларации» считается слишком тяжелой для реализации. Интересно и то, что для чиновников, судей и народных избранников был создан специальный орган – НАПК, который должен был в последние несколько лет тщательно проверять информацию о несоответствиях в их имущественном состоянии. Даже на таком уровне идею с контролем за декларациями реализовать не удалось. Что уж говорить о вопросах всеобщего декларирования доходов – реализовать подобный замысел было бы реально только с введением сверхсовременной электронной системы учета, для создания которой потребуются годы и значительные финансовые ресурсы.

Институт «прописки»

Вопрос кардинального изменения процедуры регистрации места проживания в Украине стоит в повестке дня еще с середины 2000-х годов. За это время произошло много изменений, впрочем до сих пор для каждого украинца остается существенным решение проблемы с «пропиской», ведь именно под эту процедуру подтягнуто много других сервисов, которые должно предоставлять государство.

И хотя само понятие «прописки» было отменено решением КС еще в 2001 году, замена его институтом регистрации места жительства не лишил сам этот процесс от излишней бюрократизации. Еще в 2018-м был разработан новый законопроект, в котором предлагалось изменить принцип регистрации на декларативный. Вместо этого предлагалось обязать граждан сообщать контактные данные и адрес места жительства удобным и быстрым способом, без необходимости предоставления оснований проживания в том или ином месте.

Двойное гражданство или несколько паспортов?

Еще в конце 2019 года в новом Кабинете министров заговорили о необходимости разрешить в Украине двойное гражданство. Подобную идею команда Владимира Зеленского обнародовала еще во время предвыборной кампании – она должна способствовать большей мобильности украинцев, увеличению инвестиций и предоставлению новых возможностей для украинцев из диаспоры.

МИД уже в этом году может внести на рассмотрение парламента соответствующий законопроект. При этом продолжаются ожесточенные дискуссии: возможно ли вообще вносить изменения в институт гражданства во время так называемого «гибридного противостояния» с Россией на Донбассе. Возможно, Украина пойдет на более хитрый шаг, когда официально позволит украинцам иметь несколько паспортов (де-факто сейчас многие граждане нашего государства уже и так их имеют), однако это автоматически не будет означать возможности иметь несколько гражданств.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО