В конце 2019 года народные депутаты приняли еще один важнейший для будущего политической жизни Украины документ – Избирательный кодекс. История с его принятием напоминает настоящий запутанный детектив. Не секрет, что именно избирательные правила игры всегда рассматривались украинскими политиками как способ найти наиболее удачные конфигурации для усиления своего влияния – особенно для тех политсил, которые находятся у власти.
Очевидный позитив нового Избирательного кодекса в том, что команда Владимира Зеленского таки вынуждена была под влиянием оппозиционных партий и общественности искать некоторый компромиссный вариант. И, пусть и с существенными замечаниями, такой документ появился. В целом за Избирательный кодекс с учетом президентских предложений и поправок, с которыми в сентябре президент Владимир Зеленский ветировал этот документ, проголосовали нардепы из всех фракций действующего парламента – в общем 330 голосов.
История появления кодифицированного документа для проведения выборов в Украине уходит своими корнями еще к середине 2000-х годов. Существенного прогресса по принятию Избирательного кодекса удалось достичь предыдущему созыву Верховной рады. В первом чтении документ был принят в конце 2017 года. Еще в июле текущего года предыдущая Верховная рада приняла Избирательный кодекс во втором чтении, не учтя предложений нового президента Владимира Зеленского. Именно поэтому законопроект был ветирован, и уже «переадресован» новому парламенту IX созыва.
Избирательный кодекс – объединение пяти документов: закона о выборах президента, народных депутатов, местных выборов, о ЦИК и государственном реестре избирателей. Еще один позитив от его принятия: отныне внести изменения перед каждыми конкретными выборами будет труднее. Следовательно, это уменьшит влияние политиков на избирательные правила игры и позволит стабилизировать политическую систему государства.
Впрочем, несмотря на то, что парламент таки принял новый Избирательный кодекс, народные депутаты еще вернутся к его доработке в следующем году. Эксперты же указывают на ряд недостатков, на которые стоит обратить внимание при доработке документа.
«Приоткрытые» списки
Новый Избирательный кодекс предусматривает введение пропорциональной избирательной системы с открытыми списками, впрочем, сама процедура определения этих списков будет достаточно непростой для самих избирателей. Правда, эти изменения относительно парламентских выборов начнут действовать с 2023 года. Так что, есть надежда на то, что нормы кодекса будут хорошо прокоммуницированы в обществе, и сама система станет понятной.
Элементы «закрытости» системы содержатся в нескольких нормах кодекса по формированию списков политических партий. Прежде всего это закрепление нормы о том, что 9 первых фамилий в списке партии будут «незыблемыми» (для тех партий, которые преодолевают избирательный барьер), тогда как остальные места в партийном списке конкретной партии нужно будет бороться по распределению в региональных округах. При этом критику экспертов вызывает норма о том, что чтобы обогнать конкурентов на 1 рейтинговую позицию, нужно будет набрать минимум на 7 тысяч голосов больше своих визави – то есть набрать 25% избирательной квоты для дальнейшего продвижения кандидата. Такая новация может внести существенную путаницу да еще и усилить конкуренцию между кандидатами в округе от одной партии. Поэтому не исключено, что отмененная в кодексе «мажоритарка» просто получит новое дыхание в виде внутрипартийных соревнований: с подкупом, манипуляциями и нечестной конкуренцией.
Однако самый большой недостаток в данном вопросе заключается в недостаточной ясности для избирателей, как будет работать данная система. Ведь избиратели в каждом регионе на парламентских выборах получат бюллетени, в которых нужно будет сначала проголосовать за партию в целом, а уже потом – после списка всех политсил – по желанию выбрать кандидата в списке партии. Это очень усложнит саму систему подсчета и определения списка партии, поскольку гражданам нужно будет очень тщательно объяснить все эти новации.
Более того, придется гораздо серьезнее подойти к процессу формирования членов избирательных комиссий: они должны стать настоящими профессионалами и получать достойную оплату труда. На это нужно время и средства – скорее всего учить членов избиркомов придется совместно с международными общественными организациями и вообще привлечь существенные ресурсы как государства, так и представителей общественного сектора.
Недовыполненный план изменений
Еще одна норма, на которую обращают внимание эксперты в области избирательного права, – это то, что количество депутатских мандатов в каждом регионе будет зависеть от активности избирателей.
Согласно новому кодексу в Украине будет не 225, а 27 округов – по принципу распределения административно-территориальных единиц. Исключение – Киев и две области: Днепропетровская и Херсонская (к ним «припишут» депутатские квоты по Крыму), которые поделят на 2 округа.
То есть, чем больше будет явка, тем большим будет представительство избирательного округа в парламенте. Это грозит существенными «перекосами», когда одни регионы смогут иметь более существенное представительство, чем другие. Это, конечно же, может сказаться на специфике законотворческого процесса в будущем.
Еще один дискуссионный пункт, который не претерпел изменений, – избирательный барьер, который так и не был снижен с 5%. Зато Избирательный кодекс частично решает вопрос гендерных квот и голосования переселенцев на местных выборах.
Нерешенным остается вопрос уменьшения влияния политической рекламы и средств на выборы. Эксперты прогнозируют, что цена избирательной кампании существенно возрастет, ведь кандидатам даже из одной партии придется конкурировать друг с другом в пределах одного из 27 округов (то есть в большинстве случаев – целой области), что сделает невозможным участие кандидатов, которые имеют мало финансовых ресурсов. Даже во время мажоритарных кампаний, которые происходили в пределах 3-4 районов одной области (так как ЦИК «нарезала» округа), «ценник» колебался в пределах от 200 до 1 миллиона долларов США. Поэтому сейчас цена избирательной кампании может быть в 3-4 раза больше. Конечно, если речь идет о традиционных для украинских реалий способах ведения политической агитации.
Еще один пункт, который не решает Избирательный кодекс – прозрачность наполнения избирательных фондов партий. По-прежнему остаются так называемые «промежуточный» и конечный отчеты, которые, по сути, не решают проблему с легальностью наполнения избирательных фондов партий.
Победа политического шантажа?
Так или иначе, но новый Избирательный кодекс еще может быть доработан в следующие несколько месяцев. На это надеются как в оппозиционных фракциях, так и в «Слуге народа».
Правда, у фракции монобольшинства существуют еще две существенные мотивации для внесения подобных изменений. Первая связана исключительно с вопросами усиления политического веса в рамках проведения местных выборов. Особенно интересной может быть конфигурация в случае решения вопроса о проведении местных выборов на Донбассе в рамках выполнения пунктов по реализации Минских соглашений.
Во-вторых, с принятием нового Избирательного кодекса «Слуга народа» ставит в зависимое положение депутатов-мажоритарщиков, которые могут быть несогласными с «политикой партии» и вести себя более независимо. Ведь по пропорциональной системе усилится роль партийного руководства и важность продвижения именно по партийной карьерной лестнице.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»