Беспорядок на украинских дорогах становится все более заметным. Тысячи смертей ежегодно, резонансные ДТП с участием чиновников, нарушающих правила дорожного движения, ужасные пробки из-за несоблюдения все тех же правил, – все эти факты ежедневно накапливаются и превращаются в чудовищный калейдоскоп событий, неизбежно сказываются на физическом и психологическом здоровье всех участников дорожного движения в Украине.
Ежегодно законодатели точечно совершенствуют отдельные требования к безопасности движения на дорогах, но системного подхода к сложившейся ситуации на украинских дорогах нет. К сожалению, это приводит к увеличению количества жертв в различных ДТП. И поскольку число аварий в последние несколько лет неуклонно растет, ситуацию смело можно назвать «необъявленной войной на дорогах».
Основная причина – безнаказанность водителей. Кто-то во всем обвиняет низкие штрафы, другие – низкую активность, а иногда и бездействие патрульной полиции, кто-то – отсутствие надлежащей инфраструктуры, которая в общем заставляет многих водителей осознанно становиться на путь нарушителя ПДД. Впрочем, действительно едва ли не единственной значимой причиной печальной статистики смертей и растущего числа ДТП является отсутствие политической воли системно взяться за наведение порядка на украинских дорогах. Ведь для этого придется затронуть целые пласты проблематик, которые будут непосредственно касаться образа жизни самих чиновников, народных депутатов и членов их семей.
Проходит 2019 год, и мы можем констатировать, что и в этом году ситуация не слишком изменилась к лучшему. Даже несмотря на имеющиеся изменения в законодательстве и определенные попытки МВД и Нацполиции наладить хоть какую-то работу в этом направлении, лучше и безопаснее на украинских дорогах не становится.
Следует ли ожидать изменений в 2020-м, и что может сделать каждый участник дорожного движения, чтобы количество ДТП и смертельных случаев на дорогах Украины уменьшилось?
Законы – не в приоритете
В сентябре в Нацполиции отчитывались, что в текущем году было зафиксировано более 100 тысяч ДТП, в результате которых погибло более 2000 человек. По итогам 2018-го, в целом количество ДТП составило более 150 тысяч, в них погибли более 3300 человек.
Новая Верховная рада пока очень точечно реагирует на все эти вызовы. Системного решения проблемы не предложено. В парламенте предыдущего созыва были преложены несколько законопроектов о безопасности движения, которые предусматривали повышение штрафов.
Осенью 2018-го общественность призвала парламент поддержать два законопроекта – правительственный №7286 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения» и законопроект №8492 «О внесении изменений в статью 121 Кодекса Украины об административных правонарушениях (относительно снижения смертности и травматизма на дорогах Украины путем увеличения уровня пользования ремнями безопасности и шлемами)», разработанный при участии экспертов движения «За безопасные дороги». Судьба обоих законопроектов печальная: голосование за документ, предложенный общественностью, Верховная рада провалила в декабре 2018-го, а правительственный – вообще был отозван в июле текущего года.
Уже в новом созыве парламента пока отсутствуют законопроекты, которые бы системно меняли ситуацию в сфере безопасности движения. Среди последних положительных инициатив следует выделить повышение штрафов за перевозку детей не в автокреслах (510 гривен за первое нарушение и 850 гривен – за повторное), а также принятие закона об основных правах и обязанностях лиц, которые передвигаются в колесных креслах. В частности, в документе четко отмечается, что граждане в колесных креслах имеют право двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам со скоростью пешехода, а также по краю проезжей части дороги, улицы или по обочине. Ранее не было закона, который бы регулировал все эти аспекты.
Среди позитивов можно вспомнить о принятии закона об усилении ответственности за превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм при перевозке габаритных грузов. Это нововведение должно пригодиться в соблюдении стандартов перевозок и сохранении качества дорожного покрытия.
К сожалению, так и не был принят законопроект о повышении штрафов за непристегнутый ремень безопасности. Верховная рада смогла проголосовать за этот проект закона в первом чтении, но дальше дело не пошло. Штраф за это нарушение должен был составить 510 гривен и, по замыслу законодателей, ежегодно мог бы спасти жизни сотням и тысячам украинцев.
Уменьшить скорость и остановить безнаказанность
Основным драйвером изменений в сфере обеспечения безопасности движения на украинских дорогах в нынешнем правительстве является Министерство внутренних дел и его неизменный глава Арсен Аваков.
Не стоит и напоминать о том, что уже третье по счету правительство, начиная с 2014-го года, так и не смогло запустить систему автоматической видеофиксации нарушений. В общем все инициативы МВД и Нацполиции в борьбе с нарушителями осуществляются в двух направлениях: введение ограничений и увеличение размеров штрафов. Эти инициативы работали, если бы соблюдение ПДД контролировали системно, а наказание было бы неизбежным. Понятно, что решить такую задачу силами только патрульных полицейских невозможно. Поэтому видеофиксация нарушений и внедрение системы штрафных баллов, если и не панацея, то очень действенный способ существенно уменьшить аварийность на дорогах Украины. Опыт работы систем фиксации нарушений ПДД в цивилизованных странах мира уже давно доказал целесообразность их применения.
Какие инициативы по улучшению безопасности движения сейчас готовят в правительстве? Министр МВД Арсен Аваков еще в октябре анонсировал существенные изменения в системе штрафов для водителей за превышение скорости. При этом в Кабмине планируют изменить саму философию начисления штрафов, а именно: «отвязать» их от прожиточного минимума и применить новую формулу на основе так называемой «штрафной ставки». Новизна заключается в том, что размер штрафа будет зависеть от доходов гражданина за месяц.
Кроме того, в МВД полностью не отказываются от идеи поддерживать знания водителей о ПДД и в будущем могут ввести такие «курсы по повышению квалификации», целью которых будет подтвердить категорию управления транспортным средством. Ранее звучали мнения вводить подобное обучение и тестирование раз в 5 лет, однако эту цифру скорее всего увеличат до 10 лет. Если говорить о правовом сознании водителей, подобная инициатива была бы не лишней, а для системных нарушителей должна была бы стать обязательной.
Также еще весной текущего года Кабмин Владимира Гройсмана утвердил изменения в Государственную программу повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года. В частности, в правительстве планируют обустроить 104 решения кольцевого типа, установить около 15 тысяч дорожных знаков и приобрести 339 комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. В рамках этой же программы заработает и инициатива по закупке более миллиона светоотражающих жилетов для школьников, чтобы уберечь их жизни в темное время суток в местах с плохим освещением дорог.
Виноваты не только автомобилисты
Однако все чаще эксперты отмечают, что в ДТП и авариях виноваты не только автомобилисты, но и другие участники дорожного движения. И дело не только в нарушении ими ПДД, но и в отсутствии необходимой инфраструктуры.
Еще депутаты парламента прошлого созыва пытались изменить философию меры ответственности на дороге для всех участников дорожного движения. Сейчас действует еще старая советская система ответственности и наказаний, которая априори считает нарушителем только водителя.
На самом деле подобный подход нужно пересмотреть. Водители действительно находятся за рулем транспортных средств, составляющих так называемую «повышенную опасность» для всех остальных участников дорожного движения. Однако часто нарушителями являются пешеходы и водители мопедов и велосипедов, а нынче – и различных гаджетов вроде гироскутеров и самокатов с электроприводом.
Если смотреть еще глубже, то ответственность за безопасность на дорогах должны нести и органы местного самоуправления, а также компании, которые занимаются обустройством дорог. Местная власть, как и центральная, должна позаботиться о наличии оборудованных пешеходных переходов, велодорожек и вообще поднимать осведомленность среди людей об их поведении как участников дорожного движения.
Именно поэтому уменьшение смертности на дорогах – это еще и вопрос удачного проектирования городов, развития велоинфраструктуры и, самое главное, общественного транспорта. Не лишним будет упомянуть и о болезненном вопросе парковок в больших городах, ведь в этой сфере также нужно наводить порядок. Вопрос не только о штрафах, но и о наличии оборудованных мест, паркингов и перехватывающих автостоянок.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»