Новые правила для бизнеса: следует ли ожидать очередного налогового майдана?

Александр Радчукполитолог

Налоговые новации – главный атрибут каждого следующего этапа изменений в политической жизни Украины. Какая бы политическая команда не приходила к власти, прежде всего она начинает свою деятельность с внесения изменений в Налоговый кодекс. И, разумеется, как правило, новые условия игры переписываются именно для малого и среднего бизнеса. Это наиболее массовый сегмент занятости среди предпринимателей нашего государства, хотя если сравнить общие обороты бизнеса, вряд ли борьбу с «теневыми» схемами следовало бы начинать с ФЛП.

Опасность нынешней ситуации в том, что новая власть сконцентрировала фактически все рычаги влияния в процессе принятия решений. А учитывая слабый уровень коммуникаций и самоорганизованность самого предпринимательского сообщества, для налоговых новаций с неизвестными для общества последствиями открываются практически неограниченные перспективы.

Последствия неосторожного обращения с предпринимателями могут ощутить на себе все жители нашей страны. При этом протестная деятельность – это лишь один из возможных вариантов хоть как-то отстоять свои интересы. Большинство ФЛП выберут другие методы борьбы – выезд за границу или переход в «тень».

В любом случае отсутствие коммуникации и пренебрежение пожеланиями предпринимателей могут иметь негативные последствия как для власти, так и для остальных граждан-потребителей товаров и услуг. Первый Налоговый майдан состоялся в 2010 году, когда власть не захотела прислушиваться к пожеланиям ФЛП и приняла новый Налоговый кодекс. После акций протестов справедливость была восстановлена лишь частично, однако даже бывшие «регионалы» продемонстрировали способность хоть к запоздалой, но все-таки коммуникации.

Вполне вероятен и еще один вариант, более благоприятный для новой власти. Это когда предприниматели в большинстве своем таки согласятся с налоговыми новациями, однако бремя своих расходов разделят с потребителями. Подобный вариант – лучшее решение многих проблем, как с наполнением бюджета, так и с «детенизацией» и отсутствием нормальной коммуникации. Однако такой вариант развития событий будет стимулировать рост аппетита у «слуг народа», а значит, новых кризисов не избежать.

Борьба с «тенью»?

Основной аргумент новой власти в принятии изменений в Налоговый кодекс - необходимость бороться с «тенью». А именно – когда средний бизнес под видом сети ФЛП оптимизирует налоговую нагрузку. Хотя на самом деле имеет достаточно большие обороты и может платить больше налогов в бюджет. Речь идет прежде всего о торговых сетях и крупных объектах общественного питания: ресторанах или больших сетей кафе.

Поэтому Верховная рада приняла два законопроекта, которые еще ожидают подписи президента. Один из них предполагает изменения в Налоговый кодекс ввиду «детенизации» расчетов в сфере торговли и услуг, а другой - предлагает предпринимателям 2-4 групп определенных категорий применять регистраторы расчетных операций, известные как «кассовые аппараты».

Оба законопроекта приняли благодаря голосам фракции «Слуга народа». Авторы принятых документов рассчитывают, что новации позволят вести лучший учет доходов предпринимателей. А это, в свою очередь, позволит значительно быстрее вывести «из тени» предпринимателей, которые пользуются преимуществами упрощенного налогообложения и злоупотребляют ими. К тому же, к мониторингу за деятельностью таких предпринимателей привлекут граждан. Они смогут фиксировать нарушения и получать возмещение. Так называемый «кэшбек» позволит жаловаться покупателю в контролирующие органы, если ФЛП не выдал фискального чека.

Во всей этой истории есть две серьезные ловушки для предпринимателей. Во-первых, им придется либо согласиться на применение кассовых аппаратов, или официально прекратить свою деятельность. При этом возрастут расходы на администрирование – необходимых бухгалтера и юриста. Доходы бизнесменов или упадут, или наоборот – повысятся цены для потребителей. Во-вторых, власти приготовили штрафы для предпринимателей, которые нарушают новые правила. Есть риск того, что штрафы придется платить даже тогда, когда система связи кассовых аппаратов с центральной базой данных может не сработать из-за слабого сигнала оператора или недостаточного покрытия сетью «Интернет».

Цены растут, ФЛП - закрываются?

Предприниматели отмечают, что берясь за внедрение новых методов контроля за малым и средним бизнесом, государство не позаботилось о других сферах, в которых новой властью было обещано навести порядок.

Прежде всего это налог на выведенный капитал. Кроме того, речь идет об усилении контроля за так называемым «серым» импортом и контрабандой. Большинство ФЛП сетуют, что начать борьбу с «тенью» следовало бы с усиления контроля за работой таможенников.

Во-вторых, прежде, чем вводить «кэшбек», стоило бы восстановить качественную работу рыночного надзора. Ведь наличие или отсутствие чека еще не означает подтверждение качества товара. К тому же, чеки предприниматели выдают и сейчас, однако сама система фиксации нарушений и уплаты штрафов за некачественную продукцию так и не функционирует.

Поэтому вполне вероятно, что многие предприниматели как работали недобросовестно, так и продолжат заниматься своей деятельностью «в тени». Остальные либо прекратят свою деятельность, либо затраты на оборудование и администрирование частично переложат на плечи потребителей.

Кризис коммуникации

Несмотря на то, что экономисты считают крайне низкой выгоду для государства от процесса тотальной фискализации, новая власть не планирует останавливаться на кассовых аппаратах и штрафах.

Так, уже на днях прозвучала еще одна идея - запретить физическим лицам-предпринимателям предоставлять услуги. То есть позволить ФЛП только торговать и заниматься производством. Похоже на то, что данная идея уже не прошла «тест-драйв» среди предпринимателей, особенно 3-й группы «упрощенцев». Волна гневных заявлений и обещаний выйти на массовые протесты или свернуть деятельность в Украине мощно прозвучала по всем сегментам отечественных соцсетей. Автору идеи - народному депутату от «Слуги народа» и главе Комитета по вопросам налоговой политики Данилу Гетманцеву даже пришлось оправдываться, мол, не это имел в виду.

Впрочем, устами все того же Гетманцева «слуги народа» предлагают протестировать еще ряд идей, многие из которых хотя и основаны на здравом смысле, впрочем, без достаточной коммуникации вряд ли понравятся большей части малых и средних предпринимателей.

Например, высказывается идея объединения НДФЛ и ЕСВ. При этом пока не уточняется, будет ли означать такое упрощение меньшую налоговую нагрузку. Наоборот - может появиться соблазн еще больше сузить поле маневра для деятельности тех же «упрощенцев».

Кроме затягивания поясов на талии ФЛП, власть одновременно планирует в рамках законодательства о налоговой амнистии ввести инструменты прямого и косвенного контроля за расходами граждан. С одной стороны - подобные инициативы уже раздаются давно, и имеют под собой определенное рациональное основание. С другой стороны - недостаточная коммуникация подобных новаций может привести немалое напряжение в обществе. А учитывая слабые результаты в вопросе преодоления коррупции на высшем государственном уровне - вопрос контроля за рядовым гражданином может вызвать настоящий «эффект пружины».

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО