«Формула Штайнмайера»: юридически никто не может заставить Украину выполнять Минские соглашения

Противники «формулы Штайнмайера», фактически выступают против Минских соглашений, потому что сама так называемая формула существенным образом не влияет на их содержание. Об этом в комментарии «Слово и Дело» сказал адвокат «Столичной коллегии адвокатов» Геннадий Дубов.

Проблематика принятия «формулы Штайнмайера» разделяется на две плоскости – юридическую и политическую.

«В юридической плоскости, в принципе, весь Минский процесс не имеет статуса международных переговоров, которые могут завершиться принятием актов международного права. Потому что сами Минские соглашения не имеют статуса международно-правового договора», – сказал Геннадий Дубов.

Исходя из этого, вся переписка, в том числе и те письма, которые на днях были подписаны сторонами Минского процесса, в юридическом смысле не имеют общеобязательного характера.

«Они не имеют признаков международно-правовых актов и документов, начиная с 2014 года и заканчивая последними встречами», – сказал юрист.

Дубов отметил, что особенность международного права состоит в том, что не существует механизма, который может заставить исполнять какие-либо нормы. «Нет каких-то международных сил или органов принуждения для выполнения международных актов и соглашений», – уточнил он.

Например, когда Международный трибунал ООН по морскому праву обязал Россию отпустить захваченных в Керченском проливе украинских моряков, звучали предостережения, что в противном случае морские суда РФ не будут пускать в международные порты.

«В данном случае речь идет о возможности косвенного давления. К тому же Кремль вернул в Украину наших моряков в рамках обмена, избежав прямого исполнения решения трибунала», – пояснил юрист.

В подобных случаях может использоваться санкционное воздействие или другие рычаги влияния, но непосредственно заставить государство принять тот или иной закон никто не может. Что касается Минских соглашений, протоколов, писем – они даже не имеют статуса международного права.

«Это такие политические договоренности, которые по факту, являются, скажем так, джентельменскими. Подписанное в Минске письмо не может обязать Украину принять закон. Это, скорее, аргумент в пользу того, чтобы это сделать, но не основание», – сказал Геннадий Дубов.

По его мнению, проблема Минских договоренностей состоит в том, что в пунктах 9-12 непонятно, что в какой последовательности надо выполнять, отсюда и разночтения.

«В украинском законодательстве предусмотрен только временный порядок местного самоуправления в ОРДЛО. А в Минских соглашениях речь идет о том, что законодательство после выборов должно быть постоянным», – привел пример юрист.

Основной вопрос состоит в том, как юридически будут наполнены дальнейшие соглашения. «Например, вопрос о народной милиции очень спорный. В одном случае, это может быть какой-то дружинник, регулирующий движение. А в другом – ребята с танками, «Градами», «Ураганами», «Торнадо». Теоретически и то, и другое – народная милиция, но по своему содержанию – разные вещи. Что касается выборов, тоже не понятно, что будет прописано, кто будет иметь право голосовать, кто сможет выдвигать свои кандидатуры, в каких судах могут быть обжалованы результаты? Сотни вопросов», – сказал Геннадий Дубов.

Юрист считает, что по сути Минские соглашения являются очень широкой рамкой, которая непонятно, чем будет наполнена. В зависимости от этого может быть как перемога, так и зрада.

Напомним, ранее мы разбирались, какую цену может заплатить Украина за окончание войны на Донбассе.

Также «Слово и Дело» писало, Лавров назвал «формулу Штайнмайера» уступкой.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО