Техосмотр и растаможка авто: что делать с «евробляхами»

Дмитрий Яблоновскийфинансовый аналитик
Илья НесходовскийЭксперт «Реанимационного пакета реформ»

Историю с постоянной отсрочкой штрафов для «евроблях» точно нужно заканчивать. Власти должны принять окончательное политическое решение.

Такую точку зрения в комментарии «Слово и Дело» выразил заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский.

Эксперт напомнил, что если учесть украинскую историю, то когда-то мечтали о том, что возродится отечественная автопромышленность за счет того, что будут высокие таможенные пошлины на б/у авто, чего не случилось.

Однако вопрос поступлений и налогов по-прежнему актуальный, обозначил эксперт.

«Предыдущая власть сделала скидку для владельцев «евроблях», часть уплатила налоги, а часть решила, что они смогут и дальше шантажировать власть. Сейчас уже нужно дать последнюю отсрочку и закрыть все разговоры о скидках», – констатировал экономист.

На его взгляд, власти должны четко определить размер таможенной пошлины, которую будут обязаны уплатить все, создать равные условия для всех и закончить с постоянной отсрочкой, иначе у активистов будут возникать все новые и новые требования.

Даже с точки зрения теории игр ситуация уже ненормальная, отметил он.

Эксперт обратил внимание на заявления активистов ввести техосмотр взамен на более дешевую растаможку. Он пояснил, что несмотря на то, что к техническому состоянию «евроблях» много вопросов, проблему растаможки и ТО нужно разделять.

«Действительно, владельцы относительно новых автомобилей растаможили его. Сложности с теми, кто приобрел старые дешевые ТС. Для них, учитывая даже льготный период и скидку в 50%, растаможка все равно была дороже, чем авто. Логично возникает вопрос, какое состояние такого автомобиля и насколько оно вредит окружающей среде?», – пояснил Яблоновский.

Экономист посчитал, что обязательный техосмотр уместен не для всех, а для б/у автомобилей.

По его мнению, в случае отклонения от параметров такие авто не должны ездить по украинским дорогам.

«Вопрос техосмотра не стоит привязывать к «евробляхам». Этот вопрос нужно решать отдельно, поскольку очень важно не создать очередную «кормушку», от которой мы когда-то избавились», – акцентировал Яблоновский.

Он напомнил, что техосмотр, который был в Украине, сводился в лучшем случае к бесконечному ожиданию, что полицейский формально заглянет под капот. Те, кто хотел решить вопрос ТО быстрее, просто давали взятку, добавил он.

«Работала абсолютно коррупционная схема. Поэтому сейчас на скорую руку привязывать ТО к «евробляхам» не стоит», – констатировал Дмитрий Яблоновский.

Эксперт «Реанимационного пакета реформ» Илья Несходовский обратил внимание, что у нас новые дорогие автомобили, которые можно отнести к предметам роскоши, облагаются меньшим налогом, чем старые авто.

По мнению эксперта, акциз на новые автомобили должен быть отменен, что положительно повлияет на экономику.

Кроме того, нужен новый механизм по вопросам экологических стандартов автомобиля.

«Есть критика, что авто, которые ввозят, могут быть худшего качества и вредить экологии. Стоит установить экологические нормы к автомобилям, которые не соответствуют экостандартам. Возможно, ограничить их эксплуатацию», – подытожил Илья Несходовский.

Напомним, 12 сентября Верховная рада приняла президентский законопроект об отсрочке применения штрафных санкций за нарушение порядка ввоза автомобилей. Как голосовали нардепы – по ссылке.

Добавим, президент Владимир Зеленский 17 июля обещал в течение месяца решить вопрос отсрочки штрафов для владельцев нерастаможенных автомобилей. Но выполнить обещание в срок не смог.

Больше о том, какие штрафы предусмотрены, – на инфографике.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО