Сила в МВД: как побороть болезнь халатности в силовых органах

Александр Радчукполитолог

Убийство мальчика работниками Переяслав-Хмельницкого отделения полиции в Киевской области во время пьяных развлечений с оружием, очевидно, станет своеобразным негативным символом всех 5 лет реформ Нацполиции.

Речь идет, прежде всего, о достоинстве и чести всей полиции и правоохранительной системы. Виновные должны быть не просто наказаны, но и сделаны очень глубинные выводы из сложившейся ситуации. Кто-то скажет, что все это уже не важно, ведь проколов и различных ужасных событий под носом МВД и Нацполиции за последние несколько лет произошло немало. А правоохранительная система и дальше продолжает быть слабым звеном в вопросе установления доверия между гражданами и государством, использованием принуждения и чувством защищенности и безопасности.

Если раньше правоохранительная система многими рассматривалась как ведомство с нескрываемыми элементами коррупции, страха, применением силы со стороны государства и отдельных заинтересованных групп, то сейчас мнения в обществе изменились. После появления Национальной полиции доверие к патрульным выросло, но и возросла неуверенность в их действиях, появился страх от банальной некомпетентности и халатности в правоохранительных органах.

В этой ситуации смущает кадровая политика, которая долгие годы строилась под бдительным оком главы МВД Арсена Авакова. После вопиющих ошибок своих подопечных он ни разу не подал в отставку.

После последних событий с убийством мальчика министр Аваков также решил не спешить с заявлением об отставке. Его коллеги в разных странах мира, попав даже не в такие вопиющие по своим обстоятельствам ситуации, сразу же объявляли о сложении своих полномочий. Но, похоже, для Арсена Авакова, должность министра – это не только о реформах в правоохранительных органах, это прочный плацдарм и целая империя влияния на политическую жизнь в стране. Что он уже не раз доказывал, принимая ту или иную политическую позицию или просто оставаясь «над схваткой».

Министр-долгожитель

Позиция Арсена Авакова в последнем инциденте крайне важна. Это и будет сигналом системе – либо мы действительно создаем реформированную полицию профессионалов, либо и дальше цементируем клан «неприкасаемых», которых «свои» в беде не оставляют.

Нынешний министр – 11-й по счету в независимой Украине. Арсен Аваков руководит МВД с февраля 2014-го и пережил на этом посту разное – и своих формальных партийных боссов, и остался работать в правительстве Владимира Гройсмана, и продолжил руководить ведомством уже после избрания нового президента Украины. Единственный, кто сумел дольше управлять системой МВД, чем Арсен Аваков, – знаменитый министр Юрий Кравченко, который был на этой должности почти 6 лет.

Если министр внутренних дел не объявляет об отставке, освободить его от должности могут народные депутаты 226 голосами. Пока о намерении «поставить вопрос политической ответственности» объявили две фракции действующего парламента – «Батькивщина» и «Самопомич». Тогда как во фракциях БПП и «Народного фронта» призывают к быстрому расследованию и наказанию виновных, а также указывают на то, что дело находится на рассмотрении в ГБР. О политической ответственности, особенно среди соратников Арсена Авакова, ни слова.

Не стал призывать к отставке министра и новый президент Владимир Зеленский. Он заявил, что дело будет под его личным контролем, и заверил в наказании виновных. Похоже, что нынешняя трагедия никак не вписывалась в расклад взаимоотношений между основными политическими игроками.

Обещания министра

За годы в должности министра внутренних дел уровень ответственности Арсена Авакова составил 45%. Много это или мало?

За последние годы уровень доверия к правоохранительным органам упал. По последним данным социологических исследований, проведенных Центром Разумкова в феврале 2019 года, уровень доверия к Нацполиции составил 37,8%, а к патрульным – 40,4%. В 2017-м цифры свидетельствовали о более высоком уровне доверия – 43,5% и 53% соответственно. По данным Центра Разумкова, в 2017 году отрицательный баланс доверия/недоверия полиции составил минус 46 процентов, а патрульной полиции – минус 19 процентов. На старте реформы в 2015 году доверие к патрульным было значительно выше и, по некоторым опросам, достигало уровня в 70%.

Один из критериев эффективности работы полиции – раскрытие преступлений. Если патрульные – это сервисная служба, то вопросами поиска и наказания преступников должны заниматься именно следователи. И хотя в МВД постоянно отчитываются о довольно приличном уровне раскрытия и отсутствии значительных проблем с преступностью, маркерами эффективности являются именно дела, которые попадают в публичное поле. Очень часто отсутствие результатов по этим делам и является ключевым итогом реформ.

Сказать, что причина в недостаточном финансировании, также нельзя. Финансирование системы МВД постоянно увеличивается. В 2017 году в бюджете было заложено 55 миллиардов гривен, в 2018-м – 66 миллиардов гривен, в 2019-м – уже 82 миллиарда гривен. Для страны, которая находится в состоянии войны, такой уровень финансирования силовиков является оправданным. Впрочем, от этого граждане вряд ли будут чувствовать себя в безопасности.

Одна из ключевых проблем – кадровая, которая является продолжением несправедливой системы формирования заработных плат работников правоохранительных органов на низших ступенях. Текучесть кадров – колоссальная, ведь на базовую зарплату в 10 тысяч гривен с таким уровнем ответственности и стресса, с которыми приходиться работать полиции, вряд ли найдется много желающих работать.

Что дальше?

Очевидно, вся система правоохранительных органов снова требует перезапуска. Конечно, вместе с судебной прокуратурой и антикоррупционными органами.

Решить проблему с кадрами мог бы повторный перезапуск системы переаттестации. Во-вторых, стоит обратить внимание на решение проблемы с коррупцией, ведь даже после событий Революции Достоинства и попытки перезапуска правоохранительной системы история с недобросовестными сотрудниками, «решалами» и разнообразными услугами за деньги никуда не исчезли.

В-третьих, сейчас существует замечательный шанс изменить само отношение к применению государственного принуждения в государстве. Ведь до сих пор МВД и полиция являются единственным источником применения силы в ситуациях с нарушением закона. Стоит подробнее рассмотреть идею с легализацией короткоствольного огнестрельного оружия для самообороны, увеличить уровень ответственности в обществе в отношении к оружию, а главное – ловить и справедливо наказывать преступников. Это будет лучшим доказательством изменений в правоохранительной системе.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО