Чем открытые списки партий отличаются от закрытых и для чего нам менять избирательную систему

После решения комитета по вопросам правовой политики Верховной рады депутаты таки рассмотрят новый Избирательный кодекс, но внеочередных выборов он не коснется. Ранее нардепы не включили в повестку дня предложенный президентом законопроект об изменениях в избирательной системе. Какого обновления избирательного законодательства нам ждать? Почему открытые списки – хорошо, а мажоритарка – плохо? Что не так с пропорциональной системой? Чем избирательный кодекс отличается от изменений в закон? Все эти вопросы обсуждали на канале UMN вместе с советницей по юридическим вопросам Гражданской сети «Опора» Ольгой Коцюрубой.

Сейчас в Украине действует пропорциональная избирательная система с закрытыми списками и мажоритарка 50 на 50, когда 225 депутатов избираются по партийным спискам и 225 – на одномандатных избирательных округах. Но из-за того, что в Украине оккупирована часть территории, мажоритарных округов меньше (на 27). То есть на ближайших выборах мы снова будем выбирать 423 депутата.

Чем открытые партийные списки отличаются от нынешней избирательной системы?

Закрытые партийные списки не означают, что с ними нельзя ознакомиться, отметила Коцюруба. «Их можно посмотреть на сайте ЦИК. Открытость списков зависит от того, может ли избиратель повлиять на избрание того или иного кандидата собственно из списка партии. Чтобы не только лидер партии формировал этот список и расставлял места, кто в проходной части списка, а кто – нет, а все-таки и избиратели могли передвигать в нем своих кандидатов», – пояснила она.

По ее словам, для открытых списков предусмотрены бюллетени, в которых избиратель выбирает номер партии, а также номер кандидата из списка этой партии, таким образом определяя свой выбор. По ее словам, это простейшая форма бюллетеня, потому что в некоторых странах избиратель получает целую книжечку, которую листает и, найдя своего кандидата, ставит галочку на его странице. Но если человек выбрал кандидата и пропустил партию, такой бюллетень считается недействительным.

«Поэтому если мы будем переходить к этой избирательной системе, потребуется действительно значительная разъяснительная работа», – убеждена експерт.

Важно также и то, как выдвигаются кандидаты по этой системе. Фактически, та система, которая предлагается, – это региональные избирательные списки. Кандидаты выдвигаются в избирательных округах и одновременно в общегосударственном избирательном списке. Есть 27 избирательных округов. Крым формально присоединен к Херсонской области, а Киев разделен на два – правобережный и левобережный, Кривой Рог выделен в отдельный округ, потому что там большое количество населения.

Не существует идентичных избирательных систем по пропорциональным избирательным спискам. Они отличаются деталями, которые имеют значение. Например, проблемой Армении было то, что округа были очень маленькими, и это превратило избирательную систему почти в мажоритарку.

Почему эта избирательная система плохая?

Сейчас у нас существует так называемая смешанная система. Это означает, что их две, и они не пересекаются между собой. Две части парламента избираются различными способами, что создает неравные возможности, когда кто-то должен войти во фракцию, а кто-то может манипулировать и смотреть, к какой партии он хочет присоединиться.

«Таким образом, существующая избирательная система сочетает в себе все недостатки пропорциональной системы с закрытыми списками и мажоритарки – покупку выдвижных мест, выдвижение по округам, которые уже закреплены за одним депутатом, неоднократно выдвигавшимся. Причем задабривание избирателей осуществляется за счет госбюджета через субвенцию на экономические потребности, которая распределяется в зависимости от того, на какой округ идут эти средства», – отметила Коцюруба.

Она считает, что существующая политическая система практически не позволяет пройти в Раду новым лицам.

С октября 2017 года, когда нардепы под давлением улицы приняли один из законопроектов относительно Избирательного кодекса, комитет ВР все еще рассматривает этот документ. По словам Коцюрубы, комитет еще даже не начинал его рассматривать. Работает рабочая группа. В законопроект предлагается внести 4 тыс. 500 поправок.

«Несмотря на то, что необходимость принятия нового Избирательного кодекса по открытым спискам была включена в коалиционное соглашение, а также были прописаны сроки, чтобы к 2015 году изменения должны быть приняты, проевропейская часть парламента так и не смогла наработать новый адекватный документ», – сказала она.

Почему в новый кодекс нужно внести более 4 тысяч поправок?

Ольга Коцюруба рассказала, что когда у нардепов возникла необходимость показать избирателям, что они за открытые списки, в Раде из зарегистрированных был лишь законопроект Писаренко. Для представления альтернативного было только две недели. «В итоге вытащили из шкафа законопроект 2010 года, что смогли за две недели в нем поменяли, и подали. В результате целые разделы не соответствуют действующему законодательству, например, финансовый раздел противоречит новому Бюджетному кодексу. То есть без предложенных поправок этот закон в случае принятия не смог бы заработать», – пояснила эксперт.

Фактически, голосование состоялось случайно, поскольку голосов на аналогичный законопроект не хватило. Говорят, что не было какой-то прямой договоренности. Так этот законопроект и лежал бы в комитете, ожидая рассмотрения, если бы не один из его авторов Александр Черненко, который по собственной инициативе основал рабочую группу.

«Я посещала все заседания рабочей группы, и когда собралось больше всего депутатов, то их было семеро. Это был рекорд присутствия депутатов на рабочей группе. И ни одна из фракций не проявила интереса к этому документу», – отметила она.

В феврале можно было передавать законопроект в комитет Рады, но тот не проявил заинтересованности, пока не появился проект Порошенко о закрытых списках. Тогда все фракции начали единогласно заявлять, что они за открытые списки.

Сейчас возникла ситуация, когда либо принимается за основу то, что наработала рабочая группа, либо законопроект начнут рассматривать по процедуре, тогда это растянется во времени, считает Коцюруба. Но поскольку президент уже анонсировал внесение законопроектов об импичменте, о референдуме и несколько других, которые он может подать как неотложные, то перспектива того, что Избирательный кодекс будет рассмотрен так же тщательно, как в свое время закон о государственном языке, весьма призрачна. Учитывая, что у нардепов осталось три пленарных недели, им нужно будет ежедневно рассматривать более 200 поправок к законопроекту.

«Если Избирательный кодекс будет принят, то он может быть использован только на следующих парламентских выборах, а не тех, которые состоятся в 2019 году. Речь может идти в том числе о местных выборах 2020 года», – подчеркнула Коцюруба.

Почему нельзя взять нормальное законодательство другой страны и применить у нас?

«Нет стран, где была бы одинаковая избирательная система. Нет европейского стандарта. Мы должны выработать собственную модель», – пояснила эксперт.

Практически все постсоветские страны перешли на мажоритарку, а это такой феодальный способ закрепления депутата к округу. Нужно хотя бы отменить мажоритарку. Во Франции двухтуровая мажоритарка сохранилась до сих пор, но это обусловлено историческими особенностями.

В Украине так сложно выработать собственную избирательную модель, так как в каждом регионе есть свои особенности развития. У нас могут возникать и развиваться сугубо региональные партии, но избирательная система точно не может формироваться рабочей группой из двух человек, считает Коцюруба.

Напомним, мы разбирались, что предлагают изменить в избирательной системе президент Зеленский и нардепы.

Также «Слово и Дело» писало, почему невозможно одновременно распустить Верховную раду и провести выборы по открытым спискам.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО