Сможет ли Зеленский добиться снятия неприкосновенности с нардепов и судей

В своей предвыборной программе Владимир Зеленский пообещал добиваться снятия неприкосновенности с Президента Украины, народных депутатов и судей. «Слово и Дело» расспросило эксперта по конституционному праву Александра Москалюка, насколько возможно выполнить такое обещание и сколько для этого понадобится времени и усилий.

В идеале иммунитет должен обеспечить независимость депутата, его защиту от необоснованных преследований за политическую деятельность, и исключить давление на него через уголовные дела, задержание или арест.

Но в Украине так уж исторически сложилось, что за депутатской неприкосновенностью часто пытаются спрятаться не совсем чистые на руку политики или бизнесмены. Напомним, что за годы независимости Украины только 19 народных депутатов были лишены депутатской неприкосновенности и лишь один получил реальный тюремный срок.

Почти все политические силы, которые баллотировались в нынешний парламент, обещали добиваться снятия неприкосновенности с нардепов. Для этого необходимо внести изменения в Конституцию и набрать 300 голосов при принятии законопроекта.

В конце 2017 года процесс сдвинулся с мертвой точки и в Раде появилось сразу два законопроекта – нардепа Левченко и президента Порошенко. Первый должен был бы вступить в силу сразу после принятия второй – 1 января 2020 года. В итоге, для голосования был «избран» вариант президента, но и он долго ждал своей очереди, пока незаметно не приблизились выборы.

Вряд ли эти перипетии с президентским законопроектом помнят избиратели. Они лишь хотят, чтобы депутатов тоже можно было сажать за решетку. Поэтому обещание кандидата в президенты Зеленского было как никогда актуально.

«Внедрять равенство и справедливость начну с себя. Мои законопроекты в этом направлении: «О снятии неприкосновенности с Президента Украины, народных депутатов и судей»; «Об импичменте Президента Украины»; «Об отзыве народного депутата Украины», – записано в предвыборной программе Владимира Зеленского.

Когда стало понятно, что Зеленский побеждает на выборах, в парламенте заговорили в том числе и о возможном принятии законопроекта о снятии неприкосновенности с нардепов.

«Если сейчас Верховная рада примет в первом чтении президентский законопроект о снятии неприкосновенности с народных депутатов, а осенью проголосует второе чтение, то с 1 января 2020 года он уже вступит в силу. В таком случае Зеленский здесь ни при чем, ведь инициатива была Порошенко. Но еще не факт, что она будет реализована», – отметил Александр Москалюк.

По его словам, в таком случае Зеленский мог бы влиять на этот процесс только с точки зрения политического давления. С другой стороны в этом парламенте он не имеет своей фракции чтобы иметь возможность что-то сделать.

«Конечно Зеленский может подать свой законопроект, но тогда он должен отличаться от уже предложенного действующим президентом. Дело в том, что вариант Порошенко все критиковали, но в нем была определенная логика.

Ведь где найти голоса для принятия законопроекта о снятии неприкосновенности с нардепов, если он непосредственно касался самых голосующих. А предложение об отсрочке начала действия закона уже по отношению к следующему парламенту имело шанс на принятие. Даже хотя бы потому, что депутаты могут проголосовали ради плюса себе перед парламентскими выборами, которые приближаются», – сказал Москалюк.

По мнению эксперта, предложенный законопроект надо было бы лучше проработать и привести в соответствие с европейскими нормами.

«Я не сторонник существующего варианта законопроекта, где предлагается полностью отменить неприкосновенность. Можно было бы предложить такую же редакцию, как в аналогичном законе о неприкосновенности судей. Предположем, депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия Верховной Рады кроме случаев, когда они задержаны на месте совершения преступления или за совершение тяжкого преступления», – отметил Александр Москалюк.

Он пояснил, что депутатский иммунитет должен существовать, потому что нельзя исключать преследование по политическим мотивам.

«Но если выбирать из двух крайностей, когда существует абсолютный иммунитет (что существует только в странах СНГ) и когда он полностью отсутствует, то в нашем случае лучше склоняться ко второму случаю. Это ненормально, когда неприкосновенности совсем нет, но лучше уж так. В конце концов, потом можно внести изменения в принятый закон», – подчеркнул он.

По словам Москалюка, если бы депутаты осенью приняли законопроект Порошенко, то уже на выборы в парламент следующего созыва шли бы кандидаты, которые понимали, что с 1 января 2020 года они останутся без иммунитета, а значит, в парламент пошли бы политики, для которых это не приоритет.

Что касается обещания Зеленского инициировать законопроект о лишении неприкосновенности судей, Москалюк отметил, что при каденции Порошенко уже были внесены изменения в законодательство, которые предусматривают ограниченный иммунитет.

«Раньше у судей была такая же неприкосновенность, как и у депутатов. Для привлечения судьи к ответственности требовалось согласие Верховной рады. А сейчас этот порядок изменился. Судья не может быть привлечен к ответственности без согласия Высшего совета правосудия. Судью нельзя задержать или содержать под стражей или арестом до вынесения приговора судом, за исключением задержания судьи во время совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Это так называемый ограниченный иммунитет», – пояснил он.

Кстати, сначала предлагалось лишить судей любого иммунитета, как сейчас – нардепов. Но все же выбрали средний вариант. «С одной стороны сохраняются определенные гарантии неприкосновенности, а с другой стороны, судью, который, скажем, стреляет в людей, были и такие случаи, можно сразу же задержать, без получения согласия Высшего совета правосудия», – отметил Александр Москалюк.

Ранее «Слово и Дело» разбиралось с экспертом, даст ли возможность обещанный Зеленским новый закон действительно объявлять импичмент главе государства.

Также мы поинтересовались, готова ли Украина к народовластию: что может дать стране возможность решать все проблемные вопросы путем референдума, стоит ли вводить механизм отзыва депутатов и что такое народное вето и народная инициатива.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО