Тридцать один день на все про все. Колонка Леонида Швеца

Леонид Швецполитический обозреватель

Ровно месяц до дня голосования, и словно под эту дату в президентской кампании наметились перемены, которые могут сказаться на результате.

Петр Порошенко пропустил тяжелый двойной удар: скандал в оборонном секторе и решение Конституционного суда, пустившее под откос антикоррупционные расследования, ставят под сомнение основные итоги его пятилетнего правления. Обогащение избранных на сомнительных военных контрактах, проваленная судебная реформа и демонстративный откат в борьбе с коррупцией – любого из этих пунктов достаточно, чтобы превратить президенту оставшееся до окончания кампании время в ад.

Неприятности у главного конкурента должны бы обрадовать Юлию Тимошенко, ведь у нее свои серьезные проблемы. Как они ни старалась выдать себя за лидера оппозиции и за счет этого сконцентрировать дополнительные электоральные ресурсы, ничего из этого не вышло. Ну не получается у избирателей увидеть в ней символ грядущих системных перемен. И когда появился окончательный список кандидатов, часть граждан переориентировалась на другие персоны, а кто-то клюнул и на технологическую наживку в виде «тезки» – Юрия Тимошенко. Проседание уровня поддержки накануне самого жаркого этапа кампании толкает еще недавнего бесспорного фаворита гонки на отчаянные шаги, она повышает градус риторики и теряет и без того ускользающую убедительность. Юлия Владимировна пока явно не знает, как конвертировать беды Порошенко в свой успех.

На этом фоне вроде бы получает долгожданный импульс Анатолий Гриценко, чей рейтинг скатился в последнее время на уровень Олега Ляшко, не претендующего на выход во второй тур. Андрей Садовый снялся с выборов в пользу Анатолия Степановича, и слышны даже мнения, что Гриценко при благоприятных условиях теперь может 21 апреля составить финальную пару Владимиру Зеленскому, оставив за бортом и Порошенко, и Тимошенко. От нынешних выборов, конечно, можно ожидать разных неожиданностей, но пока, за считанные недели до дня выборов, сумма рейтингов Садового и Гриценко не позволяет последнему догнать даже Юрия Бойко, который идет с большим отставанием от тройки лидеров.

А ведь автоматического сложения поддержки выбывшего кандидата и оставшегося не происходит. По январским данным Социологического центра «Рейтинг», в случае выхода Андрея Садового из кампании, по 9% голосов его сторонников уйдут Гриценко и Тимошенко, 7% – Зеленскому, 4% – Порошенко, кой-какая мелочь перепадет другим, а 40% опрошенных не смогли ответить. Возможно, кто-то теперь посмотрит на полковника другими глазами, увидев в нем забрезжившую перспективу, и это обеспечит ему заметную прибавку. Все это не только не отменяет, а, наоборот, подчеркивает необходимость разворачивания, наконец, активной кампании, которую пока не вели ни Гриценко, ни Садовый, а Андрею Ивановичу теперь и не надо.

Удивительно неудачным оказалось долгожданное подключение к общей дискуссии претендентов Владимира Зеленского, который до этого ограничивался монологами-видеообращениями. Резонансные скандалы давали ему возможность блеснуть на своем, отданном в полное кандидатское пользование телеканале 1+1. Тем более, что ему выбрали козырный формат включения из собственного штаба, в то время как прочие кандидаты, как зайчики, сидели в павильоне программы «Право на владу».

Весь эфир Зеленского занял семь минут, причем сигнал шел, как предупредила ведущая, с шестисекундной задержкой, будто руководитель «Квартала 95» находился на борту орбитальной станции, а не в Киеве. Семь минут проходных домашних заготовок, озвученных почему-то с протяжными интонациями Игоря Коломойского зачем-то на фоне усердно в полночь работающих за компьютерами сотрудников – это выглядело и звучало обескураживающе неуместно. А поскольку речь в программе шла о мучительно болезненных для страны вещах, степень стилистического несоответствия зашкаливала, и последняя дурацкая фраза-обещание «зуб даю!» подчеркнула, что это ощущение неслучайно.

Большой кандидатский дебют Зеленского можно считать провальным. Если бы Вова просто говорил, что думает и чувствует, вышло бы, наверное, не так бессильно, как нашпигованный технологами спич. А репетиций и дублей формат не предусматривает. Как известно, невозможно второй раз произвести первое впечатление, и этот шанс претендент-сюрприз запорол.

Это вовсе не значит, что его поддержка обязательно начнет падать. Электоральный феномен Зеленского – это феномен места, а не содержания. Трех предикатов: «новый», «иной» и «известный» оказывается в нашей убогой конъюнктуре вполне достаточно, чтобы субъект оказался в центре надежд большего количества граждан, чем способны впечатлить прочие. Он занял ту нишу, в которую не вписались и даже не попытались вписаться другие, и пожинает плоды. Но граждане эти плоды-голоса приносят под нишу, а не для собственно Владимира Зеленского какой он есть, и это особенно ярко проявляется, когда видно, что он в политическом смысле никакой.

Что выйдет из непростого замеса, сложившегося на начало марта, можно будет увидеть уже в новой волне опросов. И те данные, за пару недель до выборов, скорректировать будет невероятно трудно. Даже с помощью пресловутых сеток.

Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО