Политические итоги: как работала Верховная Рада в 2018 году

Петр Охотинполиттехнолог

Народные депутаты уже разбежались на зимние каникулы и соберутся в стенах ВР 15 января 2019 года. Началась же последняя рабочая неделя этого года с блока национальной безопасности и обороны, а затем в повестку дня включили ряд других вопросов, в том числе касающиеся продления моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Также успели депутаты проголосовать за переименование УПЦ МП в Русскую православную церковь. Не обошлось и без эксцессов. Сразу после принятия «церковного» законопроекта нардепы Юрий Береза и Нестор Шуфрич устроили драку. Впрочем, с дисциплиной, кнопкодавством и прогулами у депутатов всегда были проблемы. Кроме этого, парламентарии так и не смогли расстаться с депутатскими привилегиями и проголосовать за отмену неприкосновенности, а также изменить Избирательный кодекс.

«Слово и Дело» подвело итоги и выяснило, каким был этот политический год для народных депутатов и страны.

Политтехнолог Петр Охотин обратил внимание, что этот парламент был предвыборным по своему характеру. Сразу было заметно, какая коалиция является более провластной, кто из политиков ориентируется на следующие выборы.

«Среди положительных решений – своевременное принятие бюджета, хотя его и критикуют. Этот бюджет в принципе уникален, потому что его принимали при одном парламенте и президенте, а кто его будет выполнять – вопрос», – отметил Охотин.

Парламент 2018 года уже не заигрывался реформами. Дух революции прошел и, как следствие, все было достаточно вяло и спокойно. Уже никто никого не сажает, вернулись к договорнякам.

Среди негативов в работе парламента он выделил тот факт, что о стратегиях, которые были приняты в 2015-2016 годах, о Коалиционном соглашении практически забыли.

«Фактически, то, ради чего этот парламент собирался, то, что называли своим ориентиром, банально по многим пунктам провалено», – констатировал политтехнолог.

Что касается отмены неприкосновенности, то, по его словам, на самом деле и ожиданий особых не было. Мало того, другое решение, пролоббированое активистами, а именно финансирование государственных партий, также себя нивелировало.

«Около полумиллиарда заложено на 2019 год на финансирование партий, однако сказать, что от этого они стали менее зависимыми и ближе к народу, нельзя. В своей массе это были политические проекты», – подчеркнул он.

Также мало верится в избирательные изменения и их эффективность. Депутаты пока не показали механизма, как они могут изменить политическую систему, уточнил эксперт.

Одним из огромных недостатков нардепов в работе остаются прогулы, добавил он.

«Нужно, чтобы были приняты изменения, согласно которым после определенного количества прогулов депутат лишается своего мандата. Нужна поддержка Конституционного суда по поводу того, что это конституционно. Однако в наших реалиях этого не будет», – пояснил специалист.

Кроме того, не исчезло такое явление, как кнопкодавство. Очень странно, что депутаты уделяли много внимания пластиковым картам для голосования, хотя уже даже в китайских телефонах можно разблокировать систему отпечатком пальца, акцентировал он.

«То есть не так трудно было бы поставить на систему «Рада» датчик распознавания отпечатка пальца, но почему-то мы хотим отставать от мира на два-три поколения», – отметил политтехнолог.

По его словам, этот парламент был парламентом высоких надежд, но глубоких разочарований.

«Наиболее негативное, что будет оставаться после 2018 года, – апатия к реформам, изменениям, политикам. Отсюда следует угроза, что следующий парламент, который придет на волне такого разочарования, может быть еще хуже», – резюмировал Петр Охотин.

«Слово и Дело» разбиралось, какие обещания должны выполнить парламентарии.

Также мы выяснили, как выполняют обещания потенциальные кандидаты в президенты.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО