Повышение цены на газ для населения было неизбежно. Об этом как в правительстве, так и в парламенте говорили давно, впрочем, ключевой интригой было то, на сколько процентов вырастет цена. В конце прошлой недели Кабмин таки определился с необходимостью повысить тарифы на газ для населения на 23,5% уже с 1 ноября этого года.
Таким образом правительство спасло сотрудничество с МВФ и теперь ожидает очередного транша. В частности, у кредитора сообщили, что Украина и Фонд договорились о новой 14-месячной программе сотрудничества, которая предусматривает предоставление 3,9 миллиарда долларов кредита. Очевидно, без кредитных средств не обойтись – по словам премьер-министра Владимира Гройсмана, деньги нужны для обслуживания предыдущих долгов. При этом глава Кабмина подчеркивает, что большинство имеющихся в Украине заимствований были осуществлены не в период 2014-2018 годов, а еще во времена «предшественников» – с 2008 года.
За возобновление сотрудничества с МВФ заплатит рядовой украинец из собственного кармана. Согласно статистическим данным за 2017 год, в среднем украинцы тратят на коммунальные услуги около 17,2% своего дохода. В ЕС эта цифра составляет 24,5%, впрочем, стоит учесть, что европейцы почти вдвое меньше денег тратят на продукты питания, а покупательная способность и уровень зарплат там выше. Поэтому очередное повышение цены на газ больно ударит по украинским домохозяйствам.
И пока в правительстве уверяют, что не допустят дальнейшего повышения цен, эксперты убеждают в обратном: учитывая рост цены на газ на мировых рынках, а также необходимость вкладывать средства в разработку собственных месторождений, цена будет расти. Но насколько она сможет быть посильной ношей для украинца и не произойдет ли коллапса? В том числе и на политическом уровне, ведь новые цены на коммуналку неприятно удивят украинцев как раз накануне избирательного сезона 2019 года.
Как правительство держит слово
Весной 2016-го Владимир Гройсман начал свою работу на посту премьер-министра с крайне непопулярного шага – была установлена так называемая «единая цена» на газ и для населения, и для промышленности на уровне 6879 гривен за тысячу кубометров газа. С тех пор «тарифная тема» все время преследует главу правительства на его посту. Прежде всего из-за обязательств перед МВФ.
Уже через год, в 2017-м, цену на газ подняли несущественно – до 6957,9 гривны за тысячу кубов. Но уже тогда было понятно, что этим не ограничится. И действительно, начали с промышленности – с недавних пор «Нафтогаз» продает газ предприятиям по рыночной цене от 10208 до 11115 гривен за тысячу кубических метров.
Понятно, что такого «выравнивания» с ценами для промышленности рядовой гражданин не потянул бы. Впрочем, именно на этом настаивали в МВФ. Правительство в течение 1,5 лет уговаривало кредиторов поднимать цену постепенно, но само на этот шаг не решалось.
Нынешнее поднятие цен на 23,5% до уровня 8550 гривен за тысячу кубических метров газа точно не последнее. Цена может вырасти еще на 35%, но в правительстве уверяют, что в нынешнем отопительном сезоне этого уже не случится.
Что такое «рыночная цена»?
Ситуация выглядит неоднозначно. С одной стороны, в Украине добывается достаточное количество газа, чтобы обеспечивать потребности украинцев без таких шоковых шагов по повышению тарифов в целом бедной стране.
Впрочем, именно здесь и заложен существенный вызов для украинской экономики – «Укргаздобыча» и так продает «Нафтогазу» газ собственной добычи по довольно низким ценам – 4942 гривны за тысячу кубических метров. Далее к цене добавляются различные расходы на транспортировку, наценку поставщика и НДС.
Кроме того, в ситуации с рыночным ценам следует иметь в виду, что потребителям дается выбор, у кого именно покупать газ. Однако к 2020 году (по крайней мере так заявляют чиновники) монополия на продажу газа населению будет только у «Нафтогаза».
С другой стороны, цена даже в 8550 гривен за тысяч кубометров газа действительно не решает всех проблем в отрасли и остается достаточно низкой. Это уже отметили в руководстве «Нафтогаза».
При нынешних обстоятельствах есть повод считать, что нынешнее повышение цен на газ – скорее вынужденный шаг правительства, в котором нет места «рыночной цене». Ведь по рыночным ценам украинцы должны были бы платить значительно больше, однако и иметь альтернативу нынешнему монопольном поставщику.
Субсидий хватит на всех?
Кабмин и президент уже взялись уверять украинцев в том, что наиболее бедных слоев населения повышение цены на газ не коснется. Количество таких домохозяйств, по приблизительным оценкам Владимира Гройсмана, составляет 7 миллионов семей.
При этом премьер-министр подчеркнул, что без повышения цен на газ Украину ожидал бы значительно более пессимистичный сценарий. У нас было только два варианта: либо минимальное повышение, о котором мы договорились, либо дефолт, галопирующая инфляция, обесценивание всех сбережений. Мы выбрали вариант, который можно компенсировать субсидиями. Чтобы незащищенные люди не почувствовали повышение», – заверил глава правительства.
Президент также почувствовал ответственность за подобный шаг, ведь большинство граждан до сих пор воспринимают правительство Владимира Гройсмана составной частью команды Петра Порошенко. Именно поэтому глава государства призвал расширить программу субсидий, чтобы не допустить коллапса неплатежей. «Поставил правительству очень жесткое требование: мы должны защитить людей, расширить программу субсидий, увеличить средства на выполнение этой программы, чтобы от роста тарифов не пострадали наименее защищенные слои населения и вообще любой, для кого это повышение является критическим», – отметил Петр Порошенко.
Впрочем, такой подход выглядит крайне неубедительным. Во-первых, правительство за последние 2,5 года так и не смогло создать работающий кадастр украинцев для адресной помощи по субсидиям. Власть просто не контролирует процесс выделения субсидий, ведь речь идет о миллиардах гривен, которые могут идти не по назначению. Для этого существует большое количество способов и хитростей, которыми пользуются украинцы. Задачей правительства было четко исследовать, чтобы государственные средства на субсидии использовались по назначению.
Зато в Кабмине придумывают новые инициативы, вроде жалоб украинцев друг на друга, если кто знает, что субсидия была назначена несправедливо. Например, украинцам предлагается уведомлять органы власти о том, что кто-то из соседей получил субсидию на свою бабушку, зато в жилье проживает гораздо больше лиц, которые могут пользоваться государственной льготой.
Еще одним аспектом, на который правительству нужно обратить внимание, является запуск и эффективная работа Фонда энергоэффективности, который до сих пор не заработал. Профильный закон парламент принял еще летом 2017 года. Фонд должен был распределять средства из госбюджета и других источников на компенсацию термомодернизации зданий, установки нового оборудования и т. д. Это именно те меры, которые могли бы существенно помочь уменьшить потери тепла и экономить значительные средства.
Наконец, «Укргаздобыча» очень слабо наращивает добычу собственного украинского газа. И хотя прогресс есть, впрочем, добывать можно было значительно больше. А значит, опять же, экономить на цене именно для населения и поднимать тарифы постепенно – на 5-10% ежегодно.
Хватит ли субсидий на всех – вопрос риторический. Ведь решение о повышении цены на газ было принято тогда, когда проект госбюджета уже был подан в Верховную Раду и даже проголосован в первом чтении. Как в таком случае можно точно посчитать сумму, которая была заложена на субсидии гражданам на следующий год?
Газ и выборы
«Тарифная тема» может существенно сказаться на рейтингах прежде всего Петра Порошенко. Ведь он в том числе, как бы ни хотел отмежеваться от решений Кабмина, несет ответственность за решения правительства о повышении тарифов. Более того, формально глава государства мог бы отменить решение правительства, но вряд ли пойдет на такой шаг.
Свои электоральные дивиденды уже начали приобретать Юлия Тимошенко и Олег Ляшко. Именно эти политики объявили о своем намерении «выводить людей на улицы», чтобы протестовать против якобы несправедливого повышения тарифов. Юлия Тимошенко в предвыборном ударе даже объявила о том, что сразу после избрания ее президентом снизит тарифы вдвое, а своих предшественников во власти за такие шаги привлечет к уголовной ответственности.
В агитационной работе с украинцами решение о повышении тарифов на газ будут использовать почти все оппозиционные политические силы. Безусловно, появится эта тема в риторике партий «За життя» и «Оппозиционный блок». Вслед за Юлией Тимошенко с критикой выступят Андрей Садовый, Анатолий Гриценко и Юрий Бойко. Таким образом, данное событие больно ударит по рейтингам Петра Порошенко и его команды. Но не следует забывать, что до выборов еще более 5 месяцев, а электоральная память у украинцев крайне коротка. Отныне правительству придется таки найти необходимые средства, чтобы обеспечить каждого желающего субсидией. А желающих будет немало. Впрочем, теперь это забота Владимира Гройсмана, работа которого может как помочь рейтингам действующего президента, так и полностью их уничтожить.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»