Он, Вона и мы. Колонка Леонида Швеца

Леонид Швецполитический обозреватель

Ну, наконец, дождались. Первый круг предвыборных дебатов можно считать состоявшимся. Порошенко выступил с ежегодным обращением к Верховной Раде, а Тимошенко презентовала экономическую часть своего «Нового курса». Сторонникам все понравилось.

В самом деле, перед нами был президент в его едва не лучшей форме, звонкая речь от Олега Медведева вызвала многие похвалы. «У нас есть vision!» – многозначительно сказал Петр Алексеевич. Юлия Владимировна демонстрировала вершины своей виртуозной ораторской задушевности на сложном предмете, талантливо продавая стране инновационость и себя в одном пакете. От обильной президентской седины щемило сердце. Юный вид экс-премьера вызывал немое восхищение.

Другого шанса у них не будет. Проиграть в 2019-м – проиграть навсегда. Поэтому они будут выкладываться на полную, не щадить себя, а противника просто размазывать, не ждите fair play. В этом смысле у них одинаковый vision.

На стороне Петра его нынешнее положение, реальные властные рычаги и ответственность за страну, пять лет пытающуюся отгрести подальше от постсовка и ведущую вязкую войну с Россией, как на востоке, так и на многочисленных внутренних фронтах. На стороне Юлии – нынешнее положение Петра и отсутствие ответственности. Как это работает, она показала в начале своего выступления, разобрав программные президентские обязательства 2014 года «Стратегия 2020», оформленные затем указами. «Он же ничего не сделал!» – утверждает Тимошенко, и, в общем, права. «Никто не сделал бы больше!» – уверены президентские сторонники, и с ними тут сложно спорить. Петр и Юлия вообще чаще всего правы, когда говорят друг о друге.

Спорить вообще бесполезно, в этом противостоянии все остаются при своих, а чужих обе стороны терпеть не могут. Правда, у президентской стороны есть существенный недостаток, который обещают вот-вот преодолеть: количество тех, кто готов голосовать за их кумира, сильно меньше, чем верных поклонников его соперницы. Раза эдак в два. Понаблюдать, как будет решаться эта нетривиальная задача в оставшиеся сроки, уже само по себе внушает достаточный интерес к предвыборному противостоянию, во многих других отношениях отталкивающему. Особенно интересно, как будет решаться эта задача с учетом упомянутой резкой нетерпимости к тем, кто не готов любить Порошенко так, как считают нужным на Банковой.

Тимошенко, снискавшая любовь значительной части украинцев пенсионного и предпенсионного возраста, мечтающих, чтобы о них заботилось государство, сейчас стремится понравиться людям с более активной жизненной позицией, но для этого им нужно забыть, чем именно пенсионеров так покорила Юля. Забыть практически невозможно, совместить тоже. А посмотреть, как она флиртует с прогрессивным классом, неплохое развлечение, забавно.

Чего не следует ожидать от кампании, так этого того, что Петр Алексеевич или Юлия Владимировна явят нам какое-то иное, невиданное качество. За два десятка лет мы о них знаем все или почти все. Во всяком случае, достаточно, чтобы принять сознательное решение о поддержке. Какая еще скандальная информация может поколебать их устоявшиеся репутации? Сколько вдохновенных речей, разрезанных под духовой оркестр ленточек или якобы многокилометровых пробежек способны развернуть давно сформированное мнение на 180 градусов? Да нисколько, в общем.

Идеально было бы, чтобы эти деятели, испортившие отношения в далеком 2005 году, продолжали выяснять их в мемуарах, а, не апеллируя к народу на президентских выборах, от которых ждут нового качества украинской политики. Ждут, по всему судя, напрасно. Означает ли это, что от нехорошей жизни непременно надо ввязываться в драку Порошенко и Тимошенко на одной из сторон? Да упаси боже. Мы им точно ничего не должны, наше внимание к этим поднадоевшим персонажам и так затянулось. Их успехи и провалы уже невозможно наделять магическими значениями, вся магия давно растеряна.

Чем раньше Украина начнет задаваться вопросом, что будет и что должно быть после Порошенко и Тимошенко, тем быстрее украинская политика начнет приобретать утраченный ею смысл.

Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО