Проблема авто на иностранной регистрации притягивает все больше игроков. Похоже, тема может приобрести настоящий предвыборный масштаб. С возможными последствиями в виде очередных акций протеста уже осенью этого года. Конечно, пожар нужно тушить. В первую очередь власти.
Решить вопрос с «евробляхами» в парламенте пытаются последние два года. В последнее время главным ньюсмейкером в законодательных изменениях относительно растаможки авто на иностранной регистрации стал парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики во главе с депутатом от БПП Ниной Южаниной. Она считается сторонницей умеренных подходов в реформировании налоговой и таможенной политики государства. Именно поэтому парламент очень неохотно идет на уступки в вопросе уменьшения акцизов и сборов с граждан, которые предпочитают приобрести за рубежом и легально растаможить подержанный автомобиль.
А вот премьер-министр Владимир Гройсман считает, что в Верховной Раде очень долго думают о решительных шагах. В конце мая глава правительства предложил за месяц решить вопрос с автомобилями с европейской регистрацией, если парламент делегирует правительству эти полномочия. Что конкретно имел в виду Гройсман и какой у него план относительно «евроблях», неизвестно.
Тем не менее, кажется, консенсус таки найден. На этой неделе народные депутаты должны рассмотреть два законопроекта – №8487 и №8488, благодаря которым должны измениться правила растаможивания авто, и одновременно будет усилена ответственность для водителей, которые без надлежащих документов передвигаются на авто с иностранной регистрацией. Изменят ли эти законопроекты ситуацию на дорогах и проголосуют ли за них в парламенте – вопросы дискуссионные.
Зловещий акциз
Пожалуй, одна из крупнейших побед будет касаться новых правил растаможивания, а именно уменьшения акциза на б/у авто из-за рубежа. Благодаря изменениям в Налоговый кодекс о снижении акцизного налога с автомобилей (законопроект №8487) планируется применять новую формулу при растаможивании авто.
Эта формула будет одновременно учитывать два аспекта: реальное снижение акциза на ввозимые автомобили и одновременно стимулировать потенциальных покупателей таких транспортных средств искать себе не слишком старые авто из Европы. Формула акцизного налога будет рассчитываться так: базовая ставка акциза (для авто с бензиновым двигателем – 50 евро, с дизельным – 75 евро) умножается на коэффициент (объем двигателя, который делится на 1000) и на коэффициент возраста авто (то есть количество полных лет транспортного средства).
Например, если это автомобиль 2010 года с бензиновым двигателем мощностью 2,5 литра, то за него придется заплатить 1000 евро. Если бы такое же авто было на 5 лет «моложе», то акциз составлял бы 625 евро. Логика проста – чем старше авто и больше объем двигателя, тем дороже его будет растаможить. Такая же логика действовала и раньше, впрочем, сейчас ставку акциза существенно уменьшили и для старых, и для более новых авто.
Конечно, новая формула для расчета акциза заставит покупать более новые авто, а они в Европе и стоят дороже. Кроме того, никуда не исчезает и ряд других налоговых сборов, которые придется выложить для растаможивания – НДС (20%) и ввозная пошлина (10%). Таким образом, растаможка 10 летнего подержанного авто из Европы в среднем обойдется владельцу в 2,5-3 тысячи евро. Это уж точно не половина стоимости автомобиля, но опять же, не каждый сможет себе позволить и такой вариант.
Кнут в придачу
А вот для тех водителей, которые и при новых условиях не захотят растаможивать ввозимые авто, парламентарии предложили существенно усилить административную ответственность.
Наказывать владельцев «евроблях» начнут жестче. Можно вполне смело предположить, что в случае принятия закона об усилении контроля над перемещением и использованием автомобилей, зарегистрированных в других государствах (№8488), нас ожидает настоящая охота на такие автомобили. Согласно предложенным изменениям, патрульная полиция получит право останавливать авто на иностранной регистрации и тщательно проверять документы на него – благодаря возможности автоматического обмена информацией между таможней, пограничниками и самыми правоохранителями.
Главная новация – лицо, которое ввезло авто на иностранной регистрации (в режиме транзита или временного ввоза), не сможет передать его третьим лицам для владения, пользования или распоряжения. Водителю, который оказался в неоформленном авто, необходимо будет уплатить штраф в размере 17 тысяч гривен, или даже лишиться водительского удостоверения на год.
Если окажется, что нерастаможенное авто используется в предпринимательской деятельности (например, осуществляет услуги такси), водителю придется заплатить штраф в 34 тысячи гривен.
Также существенно увеличиваются штрафы за несвоевременное оформление нерастаможенных авто – речь идет о несоблюдении сроков режимов транзита или временного ввоза. Так, если были нарушены сроки транзита или временного ввоза, то уже на следующий день владельца могут оштрафовать на 170 гривен. Если срок превышен на 3 суток – придется заплатить 850 гривен. Ну а если уже понятно, что авто растаможивать не собираются и оно находится на территории Украины до 30 суток, нарушителю грозит административная ответственность в 85 тысяч гривен. Если более 30 суток – штраф в 170 тысяч гривен или конфискация авто.
Законодатели усилят требования и для тех, кто пытается делать бизнес на дешевых авто из Европы. В случае принятия закона нерезидент сможет завозить только один автомобиль при наличии соответствующего денежного обеспечения. Для ввоза следующих автомобилей нужны будут финансовые гарантии юридических лиц, которые возьмут на себя обязательство оплатить все таможенные платежи в случае нарушения сроков пребывания авто в режиме временного ввоза или транзита. Проще говоря, разрушается схема ведения бизнеса по продаже «евроблях» с помощью так называемых «верблюдов» – граждан европейских стран, которые продают свои персональные данные для оформления на них автомобилей.
Сам себе таможенник?
Активисты, объединенные в общественную организацию «АвтоЕвроСила», отмечают, что пока к их аргументам народные депутаты стали относиться внимательнее. На первый взгляд кажется, что удалось достичь существенного прогресса в решении вопроса с «евробляхами».
Вопрос лишь в том, захотят ли народные депутаты уже в сессионном зале поддержать оба законопроекта в нынешнем виде. Ведь могут быть внесены и поправки «с голоса», а также не исключено, что будут внесены альтернативные законопроекты.
Наибольший скепсис заслуживает необоснованность размеров штрафов за несоблюдение сроков транзита или временного ввоза авто без регистрации. Почему в предложенном законопроекте указаны именно такие высокие штрафы, пока остается открытым вопросом.
И несмотря на то, что новые правила растаможивания будут доступны всем без исключения гражданам – как тем, кто уже ввез авто на иностранной регистрации, так и тем, кто еще собирается, нерешенной остается чисто моральная сторона проблемы. В частности, смогут ли те украинцы, которые ввезли авто за последние несколько лет и растаможку их по предыдущим ставкам, также потребовать скидку. Ведь рядом с ними было много тех, кто пользовался значительно более дешевыми автомобилями и не платил никаких налогов. Еще и получил право на фактически льготное растаможивание подержанного авто из Европы.
Не стоит исключать и того, что часть «евробляхеров» таки останутся недовольны новыми условиями растаможки. При финансовой и лоббистской поддержке тех, кто делает на этом большие деньги (речь идет о нескольких миллиардах долларов, которые идут мимо бюджета), движение «евробляхеров» может радикализироваться уже осенью этого года. Учитывая, что в следующем году многим народным депутатам захочется попасть в новую Верховную Раду, часть из них могут полностью поддаться на требования протестующих. Словом, история с нерастаможенными авто на иностранной регистрации продолжается. И до решения проблемы еще очень далеко.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»