Если в предыдущие годы киевляне точно знали, что останутся без горячей воды на две-три недели из-за необходимости проведения профилактических работ, то в этом году ситуация совсем другая. Во многих столичных многоэтажках живут без горячей воды уже второй месяц, и вполне возможно, что это только начало.
Ни столичная власть, ни депутаты Киевсовета не могут ничего сделать. Киевляне оказались в заложниках корпоративных разборок из-за долгов ПАО «Киевэнерго». Ситуация выглядит таким образом, что горячей воды может не быть до начала отопительного сезона. И это совсем не шутки, ведь, по свидетельствам коммунальщиков, подобная ситуация может стать настоящей техногенной катастрофой.
В чем же причина, кто виноват и может ли рядовой житель столицы как-то на это повлиять?
Жизнь с тазиками
По разным подсчетам, горячую воду сейчас не получают от 30 до 40% киевлян, или более 3 тысяч столичных многоэтажек. Речь идет почти о всем правобережном Киеве – нет воды во многих домах Оболонского, Святошинского, Шевченковского, Соломенского, Подольского, Голосеевского, Печерского районов и на левобережной Дарнице.
Киевляне греют воду в кастрюлях и моются в тазиках. У кого нервы не выдерживают, те покупают бойлеры. Последние обладают побочным действием – увеличивается нагрузка на электросети, хотя нагретая таким образом вода и стоит дешевле, и, что самое главное, всегда есть в кранах. Но, по свидетельствам самих коммунальщиков, увеличение количества бойлеров имеет и еще одно побочное действие – из-за этого фактора тарифы на горячую воду централизованного снабжения будут расти. Поэтому те киевляне, которые по каким-то причинам не установили себе бойлеры, в конечном итоге еще больше заплатят за горячую воду. Конечно, когда она таки появится в кранах.
Кто же виноват?
В столице сложилась уникальная ситуация, решить которую, кажется, на локальном уровне уже не удастся.
В апреле 2018 года истек срок действия договора на поставку тепла и горячей воды ПАО «Киевэнерго». Последние семь лет предприятием владела компания ДТЭК бизнесмена Рината Ахметова. «Киевэнерго», несмотря на то, что киевляне в большинстве своем исправно платили за услуги, было убыточным. Кроме того, за последние годы жители столицы жаловались на значительное подорожание тарифов, которые якобы были обусловлены высокой ценой на газ.
Поэтому киевская власть решила не продолжать договоров с компанией Ахметова, а основала собственную муниципальную структуру – «Киевтеплоэнерго». Именно на баланс этой компании «Киевэнерго» передало все котельные и другие объекты для обеспечения горячей водой города.
Казалось бы, теперь город сможет самостоятельно формировать тарифную политику, внедрять энергосберегающие технологии и заботиться о тепле и горячей воде в домах киевлян. Но внезапно на сцене появился еще один влиятельный игрок – компания, которая поставляет тот же газ для отопления и подогрева воды, НАК «Нафтогаз». Там решили не подписывать контракт о поставках газа с «Киевтеплоэнерго» до тех пор, пока компания не возьмет на себя и бремя по выплате долгов, которые остались в наследство от «Киевэнерго».
Ситуация очень непростая: «Нафтогаз» указывает, что речь идет о более чем 4,8 миллиарда гривен долгов. В «Киевэнерго» указывают на несколько меньшую цифру – 3,8 миллиарда. Киевская городская власть вообще считает, что разборки должны продолжаться между «Нафтогазом» и компанией Ахметова, а киевляне и созданная «Киевтплоенерго» здесь ни при чем. Мол, давайте начнем все с чистого листа. Проблема в том, что каждая сторона обвиняет друг друга и никто ответственности за долги брать не хочет. В то время, как жертвой этих корпоративных войн является конечный потребитель.
Как долго не будет горячей воды и как решится ситуация, пока не совсем понятно. Мэр Киева Виталий Кличко заявил, что ситуация с долгами должна решаться в судах. Мол, он готов судиться с «Нафтогазом» и не понимает, почему городские власти должны брать на себя долги «Киевэнерго».
Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев считает, что огромные долги «Киевэнерго» – это именно вина Кличко и его команды. Вроде как тот, зная о катастрофической ситуации с долгами не один год, ничего с этим не делал, а только договаривался с «Нафтогазом» о продлении поставок газа «Киевэнерго». Поэтому за ситуацию, которая сложилась, должен отвечать именно Кличко.
«Киевэнерго», в свою очередь, не имеет другого объяснения о появлении своих долгов, кроме лишь того, что в этом виноваты сами киевляне, которые исправно не платили за тепло и горячую воду. Очевидно, компания намекает, что долгами киевлян должна заняться ее преемница – «Киевтеплоэнерго».
Что же, значит, по логике всех сторон корпоративного конфликта, в отсутствии горячей воды виновны сами киевляне. Нечего добавить.
Репутационные потери
Но накануне избирательного сезона никто не хочет выглядеть некрасиво в глазах киевлян. Именно поэтому на досках объявлений у подъездов многих многоэтажек появились сообщения со взаимными обвинениями. В одних киевлян призывают отстаивать свои права и звонить на муниципальную линию 1551 с требованием возобновить горячее водоснабжение.
В других, якобы от имени главы «Нафтогаза», говорится о том, что киевляне не получат горячую воду до тех пор, пока не выплатят долги. «Без этих денег нам не хватает на миллиардные премии, дорогие автомобили и элитное жилье», – говорится в объявлении.
Очевидно, что и одно, и другое объявление – фейки.
Конечно, все эти сообщения направлены не на решение сложившейся ситуации, а на искажение общественного мнения киевлян. Проблема в том, что победителей в этой коммуникативной войне не будет, а жители многоэтажек уже устали от распрей чиновников и политиков.
Вероятно, единственный выход для рядового киевлянина – либо решать проблему с горячей водой самостоятельно, покупая бойлер, либо объединяться и выходить на акции протеста против то ли столичной власти, то ли «Нафтогаза». Кажется, что именно на подобный сценарий и рассчитана нынешняя ситуация.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»