Премьер-министр Украины Владимир Гройсман вчера заявил, что подаст в отставку, если в ближайшее время парламент не примет закон о создании Антикоррупционного суда. Это уже не первая подобная угроза главы правительства: в прошлом году он говорил о готовности уйти с поста в случае непринятия пенсионной реформы. Однако тогда для премьера все «обошлось», реформу приняли. А Антикоррупционный суд Рада продолжит рассматривать на этой неделе и уже в четверг планируется голосование. Пока мы ждем, придется ли премьеру выполнять свое обещание, или он от него откажется, «Слово и Дело» вспоминало, кто еще из политиков обещал подать в отставку (или наоборот – отказался расставаться со своей должностью).
Буквально на прошлой неделе министр финансов Александр Данилюк, у которого произошел конфликт с Гройсманом, заявил, что в отставку подавать не будет. Напомним, ссора случилась из-за отказа Гройсмана назначить главе Минфина пятого заместителя. «От меня никогда не звучало, что я собираюсь уйти в отставку. Пусть это делают другие люди – уходят. Я подавать не буду», – заверил Данилюк.
«Засиделся» на своей должности генеральный прокурор Юрий Луценко. Когда Луценко только назначили, он заявил, что видит себя на этом посту не более чем на полтора года. «Я принял предложение Петра Алексеевича Порошенко о своем назначении и сразу сказал, что я рассматриваю это как срок около полутора лет», – рассказал он. Однако спустя два года Луценко все еще остается главой ГПУ и свое обещание провалил.
Поменял свою точку зрения насчет отставки министр инфраструктуры Владимир Омелян. В 2016 году он хотел уйти из-за назначения на должность государственного секретаря министерства Андрея Галущака. Но позже глава ведомства передумал: «Я тоже так думал, что для меня это был бы самый лучший вариант – спокойно уйти, а вы себе дальше делайте, что хотите. Но когда я увидел, сколько людей ждут именно этого шага из окружения премьер-министра, я поменял свою точку зрения. То есть до тех пор, пока я смогу оставаться на своем посту, я буду оставаться и делать то, что должен делать».
В октябре прошлого года Национальное антикоррупционное бюро обвинило должностных лиц Министерства обороны в растрате почти 150 миллионов гривен. Среди подозреваемых – заместитель министра Игорь Павловский. Хотя министр обороны Степан Полторак и был против отстранения Павловского от должности, недавно заявил, что если его вина будет доказана, то он подаст в отставку. Отметим, что досудебное расследование по делу о растрате в ведомстве уже завершено.
Свое обещание подать в отставку в 2015 году выполнил министр информационной политики Юрий Стець. Изначально министр говорил, что планирует проработать год и выполнить все свои задачи. Заявление он написал, как и планировал, в декабре. Правда, через два месяца отозвал его по просьбе премьер-министра. 31 мая прошлого года Стець снова написал заявление об отставке, на этот раз по состоянию на здоровья.
Не только министры делают такие заявления. Ряд народных депутатов обещали сложить мандат при определенных условиях. Леонид Емец, например, готов это сделать, если экс-коллега Николай Мартыненко сбежит от следствия. Напомним, Мартыненко подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191 (завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным положением), ч. 3 ст. 209 (легализация доходов, полученных преступным путем), ч. 1 ст. 255 УК Украины (создание преступной организации). Емец был одним из нескольких депутатов, которые взяли его на поруки. В декабре суд разрешил Мартыненко выезжать за границу, 21 июня состоится подготовительное судебное заседание по его делу.
Депутат Андрей Река в своей предвыборной программе обещал добровольно сложить полномочия в случае потери доверия избирателей округа. Похожее обещание три года назад дал Вячеслав Константиновский: «Если в дальнейшем я пойму, что мое пребывание в парламенте ничего не изменит для моих избирателей к лучшему, я без сожаления сложу свои полномочия и опять смогу жить привычной для себя жизнью».
В июле прошлого года Константиновский все-таки решил начать жить привычной жизнью и написал заявление об отказе от депутатского мандата. Почти за год Рада его еще не рассмотрела.
Напомним, «Слово и Дело» разбиралось, как в социальных сетях отреагировали на заявление Владимира Гройсмана о готовности уйти в отставку.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»