Сергей Бочковский, которого Окружной административный суд восстановил в должности главы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС), скорее всего, нескоро попадет на рабочее место. В ГСЧС утверждают, что решения суда недостаточно и Бочковского должен восстановить в должности своим решением Кабмин, который его и уволил в 2015 году. Можно ли говорить о том, что восстановление Бочковского на работе снимает с него все подозрения по уголовному производству и кто сейчас по закону имеет право сидеть в кресле главы ГСЧС, «Слово и Дело» расспросило адвоката Столичной коллегии адвокатов Геннадия Дубова.
Напомним, три года назад Бочковского задержали прямо на заседании Кабмина и в прямом эфире транслировалось, как на него демонстративно надевали наручники и объявили о подозрении в хищении госсредств. Когда Бочковского вывели из зала заседаний Кабмина, министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что высшее руководство ГСЧС в лице Бочковского и его первого заместителя Стоецкого подозревается в махинациях с покупкой топлива по завышенным ценам.
Это было одно из первых громких задержаний с элементами театрализованного действа. Печерский районный суд дал согласие на двухмесячный арест чиновника с правом внесения залога в 1,184 миллиона гривен. Бочковский вышел под залог, уточнив, что деньги ему помогли собрать друзья, и пообещал, что через суд добьется своего восстановления на работе и докажет свою невиновность.
Решение суда о восстановлении Бочковского в должности никак не связано с уголовным производством против него. Чиновника действительно неправильно уволили, считает Дубов.
«25 марта 2015 года, сразу после задержания Бочковского на заседании Кабмина, он был уволен распоряжением правительства о его снятии с должности на основании нарушения присяги государственного служащего. Это распоряжение было инициировано МВД. Министр внутренних дел Арсен Аваков написал докладную записку, отталкиваясь от данных в материалах уголовного производства. Там излагалась информация о том, что Бочковский подозревается в тяжких преступлениях, поэтому его нужно уволить в связи с тем, что он якобы нарушил присягу госслужащего. И премьер-министр Яценюк подписал эту бумагу», – рассказал юрист.
По его словам, законным образом увольнение выглядит несколько иначе. В подобных ситуациях есть два варианта.
«В первом варианте чиновнику сообщают о подозрении и в рамках уголовного процесса, следователь ходатайствует в суде о его отстранении от должности. Если бы суд принял такое решение, то на время проведения расследования ГСЧС возглавлял бы исполняющий обязанности главы. Второй вариант более спорный, но также законный. ГСЧС или Кабмин на основании, возможно, материалов следствия должны были бы провести служебное расследование. Не исключено, что его результаты дали бы основания прийти к выводам, что чиновник действительно нарушил присягу госслужащего. Тогда его можно было бы уволить», – считает Дубов.
Вместо этого министр Аваков просто написал докладную о том, что чиновник подозревается в совершении правонарушений, а премьер-министр подписал распоряжение об увольнении Бочковского, не вдаваясь в юридические подробности и важные формальности.
Когда Бочковский начал судиться за свое восстановление на работе, суд всячески затягивали.
«Как видно из Реестра судебных решений, Бочковский подал иск о восстановлении на работе 15 апреля 2015 года, фактически через месяц после увольнения. Административное дело дважды незаконно останавливали. Ответчики просили суд остановить производство до тех пор, пока по Бочковскому не будет принято судебное решение в уголовном производстве. Только с декабря 2017 года судебные слушания начали назначать. Но суд по каким-то причинам не хотел рассматривать это дело», – отметил Дубов.
Решение суда о восстановлении в должности выполняется немедленно, до апелляционного обжалования, если оно последует. И Бочковского действительно должны были бы восстановить в должности распоряжением Кабмина. Но, судя по всему, никто этого делать не будет.
А пока что на кресло главы ГСЧС претендуют сразу два чиновника. Скорее всего, Кабмин будет тянуть время, чтобы не выполнять решение суда о восстановлении Бочковского, пока не будут достигнутые какие-то политические договоренности. Такое мнение высказал эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.
«У нас в стране такое происходит не впервые. Что-то подобное уже было с генпрокурорами. Думаю, что, скорее всего, решение будет политическое», – отметил Москалюк.
По мнению юриста, Бочковский также может обращаться в суд с иском против государства за унижение достоинства, и если в Украине это дело может всячески затягиваться, то в Европейском суде – имеет все перспективы.
«Когда ему надевали наручники во время заседания Кабмина, тогда уже было понятно, что это скорее пиар, нежели реальная борьба с коррупцией. Есть определенные правила, когда применяют спецсредства. В частности, наручники надевают в том случае, если задерживаемый может скрыться или уничтожить следы преступления, или же сопротивляться правоохранителям. Неужели Бочковский собирался выпрыгивать из окна Кабмина или отбиваться от сотрудника полиции? При этом публичное и безосновательное надевание наручников может расцениваться как унижение достоинства. Поэтому в некоторых странах в подобных случаях при задержании человеку просто перематывают руки, например, пиджаком», – пояснил эксперт, добавив, что задержание Бочковского в Кабмине имело все признаки дискриминации.
Напомним, суд восстановил в должности экс-главу ГСЧС Бочковского.
Как происходило задержание чиновника во время заседания Кабмина, можно посмотреть на видео.