На днях вице-премьер-министр Украины признал: от 3 до 6 миллионов украинцев постоянно или временно находятся за рубежом на заработках. Это лишь очень приблизительные подсчеты Павла Розенко, которые вряд ли дают полную картину ситуации с трудовой миграцией.
По мнению чиновника, переживать пока не стоит. Ведь ситуация не напоминает начало 1990-х годов, когда украинцы массово ехали на заработки или же эмигрировали. Сейчас, по словам Розенко, ситуация несколько иная: лишь 11% украинцев, выезжающих на заработки, не связывают свою дальнейшую судьбу с Украиной. Большинство, наоборот, хотят вернуться. При каких обстоятельствах это произойдет и когда, в правительстве пока не прогнозируют.
Зато эксперты имеют другую точку зрения. Во-первых, масштабы трудовой миграции украинцев набирают обороты с начала 2017 года, когда заработал безвизовый режим с Евросоюзом. Во-вторых, выезжают самые активные граждане, которые зарабатывают деньги и работают на благо других государств.
Наконец, с точки зрения демографии, очень трудно без официальных цифр подсчитать, как повлияет трудовая миграция на дальнейшую судьбу украинской экономики. Данные разнятся.
Так, согласно исследованию Центра экономических стратегий, в период с 2001 по 2018 год из Украины выехали и не вернулись около 6 миллионов граждан. Еще около 4 миллионов составляют заробитчане (около 16% от всего количества украинский трудоспособного возраста).
Ситуацию могла бы прояснить всеукраинская перепись населения, впрочем, ее запланировали только на 2020 год. А до тех пор и эмигрантов, и заробитчан может стать еще больше.
Уезжают самые активные?
Украинские заробитчане стали не просто феноменом, а косвенно являются движущей силой и отечественной экономики. Все дело в том, что работая на экономику других стран, деньги украинцы передают домой своим родным. А это значительные суммы в валюте.
По данным польских чиновников, в 2017 году украинцы перевели домой около 100 миллиардов гривен, или почти 4 миллиарда долларов. Эта сумма эквивалентна 4% ВВП Украины. И это не все: в целом украинские заробитчане переводят валюты больше, чем все иностранные инвесторы вместе взятые вкладывают в экономику Украины. По данным НБУ, эта сумма в прошлом году составляла 9,3 миллиарда долларов.
Эксперты также отмечают, что начиная с 2014 года изменилась география заработков. Украинцы стали меньше ездить на работу в Россию, зато чаще – в европейские страны. Как бы там ни было, по предварительным подсчетам, в России на заработках находятся от 2 до 3,5 миллионов украинцев.
Конечно, в большинстве своем украинцы едут за большими заработками. Уровень украинских зарплат сейчас самый низкий в Европе. По данным Госкомстата, несмотря на повышение социальных стандартов и постепенное восстановление экономики, средняя заработная плата в Украине в 2017 году составила 8777 гривен, или, по нынешнему курсу, всего 337 долларов. Тогда как в Польше в среднем можно зарабатывать 600-700 долларов в месяц.
Возобновление уровня заработной платы на уровне от 15 тысяч гривен станет стимулом для многих украинский вернуться домой, считают эксперты. Ведь не стоит забывать, что в основном большинство украинцев едут на заработки за границу в поисках неквалифицированной работы, за которую сами европейцы платят меньше. По данным опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг», 77% украинцев в Польше преимущественно выполняли физическую работу, 16% – работали в сфере услуг, 3% – имели работу, связанную с интеллектуальной деятельностью, и только 1% работал на руководящих должностях.
Поэтому неудивительно, что большинство украинских заробитчан все же хотят вернуться домой при наличии более благоприятных экономических перспектив.
Украинцам рады
Пока Украина переживает трудные времена, соседние европейские страны пользуются этой ситуацией. Поляки, чехи, словаки и венгры, пользуясь мобильностью трудовых ресурсов внутри ЕС, едут на большие заработки в более богатые страны – прежде всего в Германию, Австрию, Францию. А их места занимают украинцы. Кроме того, правительства соседних европейских государств не видят в украинцах той угрозы, которую таят мигранты с Ближнего Востока. Поэтому только увеличивают квоты на трудоустройство и упрощают возможности для доступа на их рынок труда.
Так, Польша с 2018 года увеличила для украинцев срок официального трудоустройства и заставила польских работодателей лучше заботиться о трудовых правах для мигрантов из Украины. Более того, недавно Польша вообще запланировала запустить проект по бесплатному трудоустройству украинцев.
В свою очередь правительство Чехии также планирует вдвое увеличить количество разрешений на работу для украинцев. Пока что, по официальной информации, планируется выдавать до 7 тысяч разрешений в год. Однако и это не предел.
Так #зрада или #перемога?
Сам факт трудовой миграции не может свидетельствовать о хороших или плохих тенденциях в украинской экономике. Активные люди, не только в Украине, всегда пытаются найти лучшие условия труда, большие заработки. Впрочем, увеличение количества желающих зарабатывать за рубежом является сигналом о существенных экономических дисбалансах в отечественной экономике.
Западные эксперты в своих отчетах за 2016-2017 годы уже несколько раз указывали на то, что значительный отток рабочей силы в конечном итоге делает Украину беднее и угрожает экономическому росту в будущем.
Тезис о том, что работники переводят деньги в валюте и это имеет благоприятный эффект для украинской экономики, имеет двойное дно. Действительно, благополучие отдельных семей растет, но в то же время увеличение денежной массы приводит к росту инфляционных ожиданий. С другой стороны, надежды на то, что украинские работодатели, чтобы удержать действительно квалифицированный персонал, начнут платить большие зарплаты, также не имеют достаточного экономического обоснования. Зарплаты действительно могут увеличиться, впрочем, одновременно упадет конкурентоспособность украинских товаров, особенно тех, которые экспортируются.
Также недостаточно верным является тезис о том, что украинцы на заработках набираются больше опыта, а затем применят его уже в украинских реалиях. Как уже упоминалось выше, большинство украинцев заняты на работах, не требующих квалификации. То есть, особых конкурентных преимуществ они не получают.
Значительно хуже для украинской экономики ситуация с тем, что все больше украинских абитуриентов поступают в польские вузы. Ведь именно молодежь является не только наиболее мобильной прослойкой населения, но и, скорее всего, больше подвержена настроениям эмигрировать за границу после обучения. Ведь кроме больших заработков, молодежь получает дополнительные бонусы в виде гораздо лучшего доступа к ипотечному кредитованию, лучшие условия для ведения собственного бизнеса. И вообще - доступ к социальной инфраструктуре. Это и медицина, и лучшее образование для детей, и возможности самому спланировать себе достойную пенсию.
Демографы предупреждают, что если негативные тенденции в украинской экономике сохранятся, стагнации не избежать. А заробитчане вместо того, чтобы возвращаться или перечислять средства в Украину, просто начнут постепенно забирать свои семьи в те страны, в которых удалось найти работу и лучшие условия для жизни.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»