Конец «закона джунглей»: чем закончится реформа парковки

Александр Радчукполитолог

С 27 сентября этого года украинским водителям придется внимательно выбирать место и время парковки своего транспортного средства. Именно в этот день вступает в силу принятый закон о реформировании в сфере парковки транспортных средств.

Между тем закон оставляет много неоднозначных вопросов, ответ на которые придется давать в авральном режиме. Конечно, не все граждане знакомы с новыми правилами парковки. Незнание закона не освобождает от ответственности, и все же стоило бы провести масштабную информационную кампанию о нововведениях в сфере соблюдения правил надлежащей парковки.

Открытым остается вопрос набора в новую службу инспекторов по парковке. Кто и как будет осуществлять их функции? Не получат ли полицейские еще одну дополнительную работу? Успеют ли объявить и провести набор в службу? Сколько будут платить инспекторы, и будет ли зависеть их зарплата от количества оштрафованных авто?

Еще один актуальный вопрос: успеют ли сервисные центры МВД собрать все контактные данные водителей в единую базу, чтобы быстро предоставлять информацию о судьбе транспортного средства? Наконец, хватит ли в Киеве и в больших городах штрафных площадок и эвакуаторов, чтобы справляться с большим количеством нарушителей? Ведь пока ситуация с парковкой настолько неурегулирована, что на дорогах столицы и остальных больших городов царит настоящий хаос. Поэтому вряд ли следует сомневаться, что 27 сентября водители резко уменьшат количество подобных нарушений.

Штрафы всему голова

Закон о реформировании парковки предлагает несколько основных нововведений. Во-первых, штрафы инспекторы смогут выписывать без участия водителя. Это важно, ведь сейчас полиция лишена такой опции. Инспекторы же по парковке будут иметь полномочия сделать фото- и видеофиксацию нарушения, выписать штраф и оставить его копию на лобовом стекле авто.

Во-вторых, в случае, если запаркованное с нарушениями авто создает помехи, его смогут оперативно эвакуировать. Решение об этом будет принимать инспектор по парковке на месте, не дожидаясь патрульных полицейских. Опять же, владельцу транспортного средства выпишут штраф, только после уплаты которого он или она смогут забрать своего «железного коня» со штрафплощадки.

В-третьих, так называемые «письма счастья» будут приходить владельцам авто. Если авто руководит другое лицо, владельцы должны обратиться в сервисные центры МВД и сообщить эту информацию.

Наконец, установлены специальные «дисконтные предложения» для уплаты штрафов. Предусмотрена «скидка» в 50% в случае, если штраф будет оплачен в пределах 10 банковских дней. Тарифы за эвакуацию уже утверждены: если вес авто составляет до двух тонн, нарушитель заплатит 720 гривен. Сутки хранения авто на штрафплощадке обойдутся в 144 гривны.

Все эти нововведения создают как новые возможности для наведения порядка в городах, так и существенные вызовы.

Пока трудно понять, будут ли инспекторам по парковке спускать некий «план на день». И может ли от этого зависеть количество выписанных постановлений о штрафах и решений по эвакуации авто?

К тому же пока не создана эффективная система информирования водителей и владельцев транспортных средств о том, что происходит с их авто. Ведь многие граждане могут не сразу разобраться в ситуации, когда без соответствующих сообщений не найдут своих авто на оставленном ранее месте. Стоит обратить внимание на это обстоятельство, прежде чем запускать в действие систему штрафов и эвакуации авто нарушителей.

Прикрутить гайки

Но вопрос организации самого процесса наказания нарушителей – это далеко не самая большая проблема. Накануне внедрения решения по реформированию сферы парковки стоило бы серьезно поднять вопрос о наличии самых паркомест в больших городах.

Ведь власть – как на местном уровне, так и на общенациональном – также несет ответственность за ситуацию с парковкой. Например, что делать с теми застройщиками, которые обещали вместе с возведенными квадратными метрами жилья обеспечить надлежащее количество паркомест возле домов? Ведь если разрешения на строительство были предоставлены, то вполне логично, что застройщики (вместе с теми, кто подписывал эти разрешения, – чиновниками) несут определенную социальную ответственность за ситуацию с парковками в городах.

Кроме того, много вопросов вызывает сама схема возврата эвакуированного авто. Кто будет нести ответственность за возможные повреждения имущества собственников транспортных средств в случае их эвакуации и хранения на штрафплощадках? Вопрос очень актуален и законодатель пока не предоставил на него ответа.

Еще одно интересное обстоятельство, на которое советуют обратить внимание юристы. Дело в том, что забрать авто со штрафплощадки может только его владелец или лицо, которое он указал как имеющее право им пользоваться. Что будут делать тысячи пользователей авто на «евробляхах», пока непонятно. Ведь формально, чтобы забрать такое авто, нужен соответствующий запрос на владельца, который находится за границей. А учитывая то, что формальными владельцами таких авто могут быть люди, документы которых на самом деле сложно найти даже в европейских Литве, Латвии или Польше, украинских «евробляхеров» ожидают непростые времена.

Тренд на несовместимость

На самом деле, начиная реформу парковки в городах, было бы целесообразно говорить о наведении порядка в двух направлениях: создание соответствующей инфраструктуры с достаточным количеством паркомест и надежного и простого метода для уплаты за парковку.

Например, если говорить о Киеве, то официально есть только около 40 тысяч парковочных мест, тогда как ежедневно по улицы и предместья столицы перемещаются около 1,2 миллиона авто. Конечно, часть проезжает через столицу транзитом, впрочем, так или иначе это создает значительную нагрузку на инфраструктуру.

Кроме обнаружения и штрафования нарушителей, стоило бы и определить соответствующими знаками и разметкой места, где можно законно оставлять свое транспортное средство. Однако чиновники генерируют инициативы, которые будет крайне трудно воплотить только за счет правового сознания водителей и жестких наказаний нарушителей.

Так, недавно в Министерстве региональной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины предупредили о намерениях утвердить новые государственные строительные нормы (ГСН), которые запретят обустройство парковок для автомобилей внутри новых жилых кварталов. Зато предлагается строить многоуровневые наземные парковки и гаражи подальше от жилых массивов, парков, детских площадок и тому подобное. Якобы хорошая инициатива, однако не стоит ли сначала начать с ответственности застройщиков и реализовать хотя бы один такой проект, прежде чем запрещать парковку в жилых дворах?

Кроме того, в правительстве отметили необходимость создания подземных парковок в исторических центрах крупных городов. Интересно, как можно реализовать подобную идею в том же Киеве, когда в центре города под землей уже расположена целая сеть торговых заведений? К тому же развита сеть метрополитена – копать дополнительные подземные паркинги может быть опасно и технологически очень сложной задачей.

Местные власти также не отстают. Так, недавно Киевсовет принял решение запретить парковку авто на 67 улицах столицы, чтобы разгрузить полосы общественного транспорта. Водителей действительно штрафуют, однако ситуация с хаотичной парковкой не слишком изменилась к лучшему.

Поэтому пока что у нового закона о реформировании парковки очень невеселые перспективы. Ведь трудно себе представить степень социальной напряженности, если документ начнет действовать в одностороннем порядке, в то время как условия для законной парковки созданы не будут. Чиновники рассказывают, что средства от уплаченных штрафов пойдут на улучшение инфраструктуры городов и создание дополнительных парковочных мест. Впрочем, вряд ли к их словам достаточно доверия со стороны водителей и владельцев автомобилей.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО