Могут, когда захотят. Хоть и с полугодичным опозданием, но спецназ Госпогранслужбы (ГПСУ) всё же выдворил нелегала Михеила Саакашвили туда, откуда он незаконно прорвался в Украину – в Польшу. Хотя вряд ли теперь это можно записать в плюс министру внутренних дел Арсену Авакову, в чьё ведомство структурно входит ГПСУ – не надо было допускать позорного прорыва государственной границы группой безоружных политических хулиганов в сентябре прошлого года.
У поляков к Саакашвили не было и нет вопросов, ведь их пункт пропуска он миновал законно, по тщательно скрываемому в Украине голландскому паспорту. А у нас вопросов в связи с этой историей целых ворох. Ну, например, на чьём самолёте его вывезли в Польшу, и масса других, ещё более интересных.
…в голубом вертолёте
Михеил Саакашвили – просто кладезь для мэмов по мотивам советских мультфильмов. Из последних – похождения в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил по киевским крышам а-ля Карлсон. Накануне же он летал в непонятно каком вертолёте (может, даже и в голубом), а нам бесплатно показывали кино. И вот он улетел, но обещал вернуться. Откуда и как на этот раз? Самый простой способ – достать из широких штанин голландский паспорт и прилететь регулярным рейсом из Амстердама. Но это разве что только для того, чтобы пощекотать нервы своему однокашнику Петру Порошенко и заклятому другу Арсену Авакову. Ведь в глазах, возможно, хоть какой-то части своей политической паствы он бы тогда утратил ореол страдальца без грузинского и украинского гражданства, преданного обеими родинами, бедного и несчастного гражданина мира, которому некуда податься.
Впрочем, настроения фанатов Саакашвили – это по части специалистов из других сфер: социологии, политологии, медицины и т. д. Мы же по пунктам пройдёмся по тем аспектам вчерашнего действа, которые вызывают наибольшие вопросы. Сначала вопрос к самому Саакашвили: вот он рассказал, что в аэропорт его доставили на вертолёте, который, по его мнению, кружил над Киевом, чтобы «запутать следы»… Хотя ладно, этот вопрос задавать не станем, а то фанаты Михеила скажут, что мы издеваемся над несчастным человеком, а это грех.
Что это было?
Второй вопрос я бы задал коллегам: вам реально безразлично – что на самом деле означают слова, которые вы используете? Те, кто называл вчерашнюю операцию экстрадицией или депортацией, удосужились хотя бы заглянуть в словарь, чтобы узнать значение этих терминов? А если они сейчас прочитают, что эта процедура называлась «реадмиссия» (внесудебный возврат обратно человека, незаконно попавшего из одной страны на территорию другого государства, притом независимо от гражданства), то сильно удивятся странному слову и скажут, наверное, что хотели высказаться как можно проще, чтобы зритель/читатель их понял. Наверняка те же самые люди называют задержания арестами, а СИЗО – тюрьмами. Резало слух также очень странное словосочетание «чартерный самолёт» (это как?!) вместо «чартерный рейс». Ну да Бог с ними, вернёмся к самой процедуре задержания. Здесь самое странное: почему некоторое время царил полный информационный вакуум – все силовые ведомства (в том числе МВД, частью которого является ГПСУ) открестились от операции? В сети даже с полчаса прожила гипотеза о том, что «повязали» Саакашвили «Национальные дружины». Но нельзя не отметить гуманность (?) украинских властей: перед задержанием Саакашвили дали возможность плотно пообедать – хинкали, хачапури, долма (заплатить он, правда, не успел). А может это для того, чтобы не кормить его в самолёте? Чартерный рейс и без того дорог, но об этом мы ещё поговорим.
Итак, генпрокурор Юрий Луценко вчера заявил, что выбор у Саакашвили крайне невелик: «Он может добровольно воссоединить семью и уехать в Голландию. В любое время. Может недобровольно пройти реадмиссию в страну, из которой прибыл, то есть в Польшу, или быть экстрадирован в Грузию. Ему выбирать». Между задержанием Саакашвили в грузинском ресторане рядом с офисом его партии и его посадкой в самолёт прошло не больше часа – так это он сам выбрал реадмиссию в Польшу? А слова генпрокурора о возможности Саакашвили выбрать экстрадицию звучат ещё более странно, ведь соответствующая проверка не завершена, процедура это длительная. В общем, лукавил Луценко или сказалось отсутствие юридического образования? Наверное, всего понемногу.
Почему именно сейчас
Вот вы не следите, наверное, за перипетиями акций под предводительством Саакашвили (ну разве что они мешают вам спокойно передвигаться по центру Киева). А между прочим на акции в прошлое воскресенье, 4 февраля, бывший однокашник, друг и член команды президента Украины Петра Порошенко призвал того добровольно уйти в отставку. Притом срочно: Порошенко должен был успеть это сделать до следующей акции – «вече», назначенного на 18 февраля. Дата вряд ли выбрана случайно – это 4-я годовщина начала самых чёрных дней Революции Достоинства, массовых расстрелов, и в этот день людей на Майдане может быть много. Вряд ли пришедшие помянуть погибших побратимов устремятся на Майдан именно под знамёна Саакашвили, но в целом картинка была бы впечатляющей: Саакашвили со сцены требует импичмента президента, а Майдан заполнен людьми с суровыми лицами, у которых, кстати, тоже есть вопрос к команде, которая 4 года назад стала властью на крови погибших и раненых здесь: будут ли наказаны виновные в расстрелах или безнаказанность за страшные преступления всё-таки подтверждает причастность к ним сегодняшних властителей? Предположение не такое уж и безумное, к тому же получающее всё больше подтверждений – прямых и косвенных.
Так могли ли слиться воедино оба мероприятия – протест фанатов «Руха новых сил» Саакашвили и собрание участников Революции Достоинства памяти героев Небесной Сотни? В общем-то, вряд ли. Власти решили перестраховаться? Но теперь, после принудительной реадмиссии, экзальтированные фанаты Саакашвили будут ещё отчаяннее требовать кар небесных на голову Петра Порошенко. Правда, без участия самого фронтмена Саакашвили на действо под его флагами может прийти гораздо меньше людей, чем пришли бы посмотреть на него самого. Собственно, ответ мы получим уже в это воскресенье и хочется верить, что заварушек с пострадавшими и захватами зданий в этот раз не будет. В конце концов, превратить в фарс дни памяти Героев людям Саакашвили могут не позволить сами ветераны Революции Достоинства.
Так всё-таки: неужели на Печерских холмах испугались будущих акций, и поэтому выслали Саакашвили в Польшу именно сейчас? Дело скорее в другом: в ночь с 5 на 6 февраля истёк срок действия меры пресечения, избранного судом для Саакашвили в виде ночного домашнего ареста и ограничения на выезд из Киева. Несмотря на целый букет претензий силовых ведомств к Саакашвили, начиная от незаконного пересечения границы и вплоть до подготовки государственного переворота, суд неизменно был архигуманен к экс-президенту Грузии и экс-губернатору Одесской области. Да его и задержать-то толком не могли наши бравые силовики – сторонники отбивали у них Саакашвили, как псы-мушкетёры пса д’Артаньяна от котов кардинала из ещё одного советского мультфильма.
Мистер Инкогнито не любит платить
А теперь о самом выдворении. Не всякого нелегала возвращают в страну, из которой он прибыл, чартерным рейсом. Михеил Саакашвили прокатился в Варшаву с ветерком на Raytheon 390 Premier. Бесплатно для него, но кто же заплатил за такое удовольствие? Журналист Сергей Щербина написал: «Самое интересное, что таким же (самолётом – ред.), как сообщали СМИ, в Молдову из Украины был выслан тамошний бизнесмен Вячеслав Платон. Говорили, что по просьбе тамошнего олигарха Владимира Плахотнюка, друга Петра Порошенко». Депутат парламента Игорь Луценко написал о принадлежности скандального борта не менее скандальному панамскому оффшору Петра Порошенко.
Незадолго до вчерашней спецоперации Пётр Порошенко заявил, что решение о том, депортировать ли экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, должны принимать миграционная и пограничная службы Украины. При этом президент Украины заявил, что депортации Саакашвили он бы совсем не хотел… Не хотел бы выдворения его из страны или не хотел бы платить за это? О патологической жадности Петра Алексеевича в украинском политикуме ходят легенды. Так кто же оплатил перелёт VIP-нелегала? Не опровергая принадлежность самолёта оффшору Петра Порошенко, некоторые СМИ написали, что авиационный оператор – компания Business Jet Travel – якобы связана с нардепом от «Оппоблока» Сергеем Лёвочкиным. «Воздушное судно Raytheon 390 Premier этой компании использовали для многих частных вылетов украинских чиновников, в том числе некоторых депутатов от «Блока Порошенко», – свидетельствует расследование, проведённое бюро Свободной Европы в Киеве. Ну что ж, Лёвочкину с его партнёром Дмитрием Фирташем Саакашвили очень мешал готовить переизбрание Порошенко на второй президентский срок, и стоимость чартера – ничтожно малая цена в достижении такой стратегической цели.
Амстердам-Киев или Варшава-Тбилиси?
Ещё неделю назад адвокат Саакашвили недоумевал: почему прокуратура пропустила сроки продления меры пресечения для Саакашвили? «Мы считаем, что пропуск срока подачи данного ходатайства – это грубое нарушение со стороны прокуратуры и основание для суда отказать в принятии к производству ходатайства о продлении меры пресечения», – заявил тогда адвокат Руслан Чорнолуцкий. Правда, тогда же он как в воду глядел, предположив, что решение не продлевать меру пресечения Михеилу Саакашвили было осознанным и связано с намерением власти «очистить» его статус для подготовительных действий по принудительному выдворению его из Украины или даже для экстрадиции Грузию.
А что дальше? Польша может как отпустить Михеила Саакашвили для воссоединения с семьёй в Голландии, так и экстрадировать его по запросу Грузии. Второй вариант, впрочем, не очень реалистичен, ведь беглому экс-президенту любой страны всегда несложно доказать, что требования его выдачи на родину политически мотивированы. А Саакашвили уже заявил, что найдёт законный способ вернуться в Украину. В качестве гражданина Голландии? Пётр Порошенко накануне заявил: «Господин Саакашвили не является украинским гражданином. Он также не украинский политик, ведь по нашему законодательству политикой могут заниматься только украинские граждане. Он нарушил украинское законодательство. Он осуждён в Грузии». Это тот же самый президент Пётр Порошенко, который своим указом даровал Саакашвили украинское гражданство в мае 2015 года и с поцелуями вручил ему украинский паспорт, если вдруг кто забыл. Тогда так было нужно для назначения его главой Одесской обладминистрации. Имеет ли право глава государства такими действиями обесценивать украинское гражданство?
Впрочем, думается, совсем скоро ленты политических новостей снова наполнятся абсурдными новостями о Михеиле, не менее (а то и более) фанатично тиражируемыми михоботами, которые ничуть не лучше порохоботов. И только голоса адекватных украинцев пока всё ещё не очень слышны и чаще всего всё происходящее они оценивают с использованием той же непечатной лексики, которую не стеснялись использовать в общественном месте при задержании Саакашвили бойцы пограничного спецназа. Если бы государствам можно было ставить медицинские диагнозы, то «пограничное состояние» для сегодняшней Украины годилось бы больше всего. Его можно контролировать, говорят психологи, но оно легко может перейти в необратимую стадию шизофрении. Пока именно к этому всё и идёт…
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»