НАПК фактически проверяет декларации руками вместо того, чтобы запустить автоматическую систему, как это предусмотрено международными обязательствами Украины. Собственно, поэтому мы и не получили транш на 600 миллионов евро макропомощи от ЕС.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал директор Фундации DEJURE, член совета «Реанимационного пакета реформ» Михаил Жернаков, оценивая заявление директора НАБУ Артема Сытника о том, что е-декларирование доходов чиновников под угрозой срыва.
«НАПК не выполнило требование об автоматическом запуске верификации. Эту систему разработали и подали наши международные партнеры. Однако в НАПК почему-то решили, что это не нужно. В частности, эту систему не применяли из-за позиции руководства НАПК», – констатировал Жернаков.
По его словам, тогда нашли отмазку, вопрос был не в технической плоскости, поскольку международные доноры фактически заплатили за все и система была готова.
«В НАПК отказывались и делали все, чтобы эту систему не запустить. Теперь система не работает, а она могла бы показать те проблемы, которые могут быть в декларациях», – подчеркнул эксперт.
Он уточнил, что декларации проверяют в ручном режиме, а из 1,5 миллиона за два года проверили около 200 деклараций.
При этом никто не забыл, чем это все сопровождалось, например, выступление Анны Соломатиной, напомнил эксперт.
«То есть понятно, каким было качество проверок. К слову, что касается судей, то кандидатуру на должность судьи ВС Валентины Симоненко, которая к тому же получила индивидуальный налоговый номер в 2015 году в оккупированном Севастополе и сотрудничала с оккупационными властями, 10 месяцев не могут проверить, потому что, однозначно, будут обнаружены нарушения. А другого кандидата в Конституционный суд проверили за два дня», – отметил специалист.
Эксперт добавил, что явно происходили манипуляции, а равного подхода нет.
«Поэтому е-декларирование доходов не то чтобы под угрозой срыва, оно под угрозой того, что не будет никакого результата вообще. Если проверять по 100 деклараций в год из 1,5 миллиона, то можно себе представить, сколько лет это займет», – подчеркнул он.
По его мнению, смена руководства НАПК возможна, но зависит от парламентариев и воли руководства государства, но сейчас в этом никто не заинтересован, тем более, что выбрали новых членов Агентства, которых вообще никто не знает.
«Если бы политики были заинтересованы в изменениях, они бы не начали довыбирать членов НАПК. Можно, конечно, внести закон, но сомнительно, что он имеет шансы быть принятым. Хотя стоит пробовать, потому что такая странная работа НАПК – прямое следствие того, что руководство абсолютно заангажировано», – резюмировал Михаил Жернаков.
Ранее «Слово и Дело» отследило хронологию основных противоречий между НАБУ, НАПК и прокуратурой, а также громких коррупционных дел.
Что мешает НАПК, НАБУ и САП эффективно работать, читайте в нашем авторском материале.