Политическая партия «Слуга народа» сходу бодро стартовала: появившись на свет в декабре, она по опросу, проведенному в том же месяце фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова, получила поддержку 3,3% всех опрошенных и 4% тех, кто твердо намерен голосовать. Уже этот результат вплотную приближает артистов к ветеранам отечественной политической сцены – партиям Ляшко, Бойко и Садового, чьи показатели на какие-то крохи выше.
Простой юридической регистрации политического филиала «Квартала 95» хватило, чтобы оставить далеко позади пару десятков партийных проектов, которые не первый год тужатся не слиться с серым фоном, но в результате сами его и образуют. Понятно огромное искушение, которое может возникнуть, допустим, у Игоря Коломойского, вложиться в дело и попытаться выжать из него скандально высокие дивиденды.
Оставим в стороне предположения о перспективах «Слуги» до тех пор, пока не последуют шаги, подтверждающие серьезность несерьезной инициативы. И не будем обсуждать уровень юмора и тонкости освещения «Кварталом» некоторых тем: многих от них просто тошнит, но большинство, нужно признать, все-таки готовы аплодировать. Пока попробуем понять, с каким общественным заказом мы в этом случае имеем дело, когда «Слуга народа» из кино превращается в партию, и это превращение приветствуют граждане немалым числом.
Самое очевидное, это нежелание поддерживать политиков традиционного типа и готовность в пику им голосовать за политизированных неполитиков. Третье место Святослава Вакарчука, вслед за Порошенко и Тимошенко, в ноябрьском замере президентских рейтингов – из этой же оперы. Интересно, как на смену старому трюку, когда первую пятерку-десятку мордатых пузопиджачников разбавляли известным культурным деятелем, приходит принципиальный отказ рассматривать политиков в качестве варианта. Конечно же, это свидетельство жестокого кризиса украинской политики, признаков которого и без того хватает.
Необходимое условие для народной поддержки – широкая позитивная узнаваемость, а она, в свою очередь, следствие системной работы. В случае «Квартала 95» речь вообще о налаженном конвейере окучивания аудитории, без сбоев работающем много лет. Тщательно отобранная и сыгранная группа «фронтменов», хорошо загруженные «штабные» райтеры и администраторы. Сам Владимир Зеленский здорово сочетает лидерские черты и командные.
Вот, собственно, то, чего украинский избиратель ждет не дождется от политиков, и вот почему он готов плюнуть на политиков и поискать в другой стороне. Еще раз: системность, налаженная командная работа, наличие крепкой лидерской группы и, собственно, интересного лидера, который при этом не заслоняет команду. И как результат – успешность. А люди истосковались по успешности.
В украинской политике нет историй успеха. Это постоянная череда позорных провалов как индивидуальных карьер и репутаций, так и проектов. Забавно слышать о попытках нынешних партий произвести ребрендинг или соорудить какую-то совместную платформу. Ни одна платформа не выдержит такого количества и веса сбитых… нет, даже не летчиков, потому что эта публика к полетам проявила полную неспособность, умноженную на нежелание летать и непонимание, зачем этот экстрим вообще нужен.
Поэтому особой привлекательностью будет обладать новый человек в украинской политике, символизирующий успех, полетавший сам и сулящий взлет поверившим в него. Таков ли Зеленский и его артисты? Для трех процентов уже да. Клоуны? Так они этого, в отличие от политиков-клоунов, и не скрывают. И эти клоуны хоть живые, поют и пляшут.
Да, это важное условие: чтобы живые. От нынешних деятелей разит мертвечиной, они лишены энергетики сами и словно высасывают силу из страны. Зомби Рабинович свои проценты поддержки имеет в значительной степени из-за названия партии – «За жизнь». Потому что, чувствует избиратель, не чувствующий Рабиновича, остальные, кажется, наоборот. А вот и не кажется.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»