Итоги выполнения коалиционного соглашения: как политики реформируют страну

Александр Леоновполитолог

Три года назад лидеры «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», Радикальной партии Олега Ляшко, «Самопомичи» и «Батькивщины» подписали коалиционное соглашение. Текст документа поместился на 66 страницах, содержит 511 пунктов в 17 секторах реформ. Среди главных пунктов, которые предусматривает документ, – отмена депутатской неприкосновенности, борьба с коррупцией, проведение судебной реформы, децентрализации и курс на НАТО.

Что из задекларированного выполнила украинская власть и стал ли документ проектом реформирования страны?

Двигатель реформ в Украине

«Коалиционное соглашение, которых у нас в принципе и ранее было достаточно много, не стало определяющим для реформирования страны. Более приоритетным стало другое соглашение, а именно об ассоциации с ЕС. Именно согласно этому документу, Украина взяла на себя четкие обязательства уже на международном уровне. В нашем случае международные договора имеют большую внутреннюю силу, чем внутреннее законодательство», – заявил политолог Александр Леонов.

Пункты, которые выписаны в Соглашении об ассоциации с ЕС, намного больше двигают нашу страну в направлении Европы, чем коалиционное соглашение.

Эксперт отметил, что коалиционное соглашение, конечно, также играет определенную роль, ведь оно писалось с учетом ассоциации, то есть некоторые требования там повторяются, и есть как успешные, так и провальные шаги в ходе его выполнения.

Курс на НАТО

«Движение в сторону НАТО действительно произошло. Мы приняли не только внутренние документы, изменения в законодательство, но и более активно стали реализовывать их на международном уровне. Военное строительство вырвалось в лидеры. Конечно, жизнь заставила поступать так. Украине просто пришлось перестраиваться на ходу», – пояснил политолог.

На его взгляд, для нас это тот случай, когда было минимум разговоров и максимум действий.

Антикоррупционный блок

«Когда писали закон о НАБУ и САП, не учли многих вещей, которые важны. В частности, относительно секретных агентов, провокации взятки и ряда других. В этом генпрокурор прав. Поэтому сейчас мы видим определенное наползание друг на друга по части полномочий», – констатировал специалист.

По его словам, есть новые структуры, но они частично заболели старыми болезнями бывших силовых органов.

«Мы видим, что есть попытки поиграть с законодательством, часто проводятся эффектные действия, которые в итоге неэффективны. Однако есть и другая сторона», – добавил политолог.

Определенная конфликтность, соревнование структур впервые присутствует среди украинских силовиков, но именно конкуренция и двигает их вперед.

«Только когда нет круговой поруки, можно заставить силовые органы работать, потому что то же НАБУ, когда говорит о поддержке США, еще и принимает то, что нарушение законодательства самим НАБУ или САП будет наказываться», – отметил он.

По мнению политолога, мы на середине пути.

Эксперт привел пример Румынии, уточнив, что там такие структуры полноценно заработали как антикоррупционные органы спустя семь лет после их создания.

Децентрализация и судебная реформа

«На сегодня одной из самых успешных реформ можно назвать реформу децентрализации, поскольку именно она была начата раньше всех, еще в декабре 2014 года, с финансовой децентрализации, и позволила не просто поддержать регионы в формировании громад, а пройти этот период без серьезных сложностей», – отметил Леонов.

При старте реформ всегда наступает период, когда старая система уже не работает, а новая – еще не работает. Не все получается так быстро, как хотелось бы, ведь и у законов есть элемент компромисса. Но движение начато.

Как считает эксперт, именно судебная реформа стала необратимой на сегодня.

«Судебная реформа – это огромный комплекс, включая изменения в КУ», – подчеркнул он.

«Портновская» система

«Есть огромный плюс – почти уничтожена «портновская» система. Украина вернулась к системе с главенствующим Верховным судом», – добавил эксперт.

«Украинская власть, как бы там ни было, периодически имела проблемы с властью в Верховном суде», – добавил специалист.

По его мнению, контроль за финансовым состоянием судей, их доходами более сильный, чем раньше.

«Есть изменения и по Конституционному суду. Введена такая процедура, как конституционная жалоба. Теперь в КС может обратиться гражданин, а не нардеп или президент. В принципе, сейчас важно, чтобы эта реформа заработала. Будет период, когда старая и новая системы будут накладываться друг на друга. Это вопрос децентрализации и судебной системы», – отметил политолог.

Любимое обещание украинских политиков

«Отмена неприкосновенности – обещание, которое дают политики перед каждыми выборами. К сожалению, пока движение слабое. Очевидно, что это удар по собственным интересам, статусу», – акцентировал он.

Есть надежда, что на этот раз мы хотя бы сдвинемся с мертвой точки, поскольку есть компромиссный законопроект об отмене неприкосновенности для следующего парламента, уточнил Леонов.

По его словам, это неплохой вариант в том плане, что уже сейчас депутатский мандат становится токсичным не только из-за того, что есть силовые органы, которые наблюдают за депутатами.

«Есть нюанс – запущено е-декларирование, и депутаты, хотят они того или нет, вынуждены показывать свои доходы, их динамику. Поэтому в следующей ВР мы уже можем увидеть некоторые неплохие перемены», – предположил политолог.

Подытоживая, эксперт подчеркнул, что не стоит считать, что совсем ничего не сделано, ведь определенный путь Украина уже прошла.

«Проблема в том, что мы на середине пути по многим реформам», – резюмировал Александр Леонов.

Ранее аналитики «Слова и Дела» выяснили, как нардепы придерживаются коалиционного соглашения.

Анализ выполнения коалиционного соглашения в социально-гуманитарной сфере – по ссылке.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО