О том, что Славика Вакарчука готовят к запуску в большую украинскую политику, известно давно. А эту осень он проводит в Стэнфордском центре по вопросам демократии, развития и утверждения верховенства права – и сам учится, и другим читает лекции. В 2015 году он уже принимал участие в подобной программе Йельского университета. Это забавно, поскольку в Украине Вакарчука-политика до сих пор не знает никто.
То есть, конечно, знают о его походе в Верховную Раду в 2007 году, из которой он убежал быстрее, чем через год. И это, пожалуй, самый внятный политический акт в исполнении музыканта. Что думает Святослав Вакарчук по самым горячим вопросам текущей повестки дня в Украине и мире, нам неизвестно. Впрочем, нет, он у себя в твиттере поддержал медреформу, создание Антикоррупционного суда и поздравил с Днем защитника Отечества тех, кто его защищает. Медийно-политическая активность на уровне малопродвинутого пользователя соцсетей и не самого внимательного и очень отдаленно включенного наблюдателя за общественными процессами на родине.
Но вот появляется всеукраинское социологическое исследование, проведенное силами сразу четырех компаний – «Социсом», КМИСом, «Рейтингом» и Центром Разумкова, а в нем не просто упоминается Вакарчук в качестве возможного кандидата в украинские политики вообще, а сразу в президенты. И, по опросу, он занимает в рейтингах третье место, вслед за главной парой Порошенко-Тимошенко. Отрыв от действующего гаранта смешной: среди всех опрошенных 9,8% видит Петра Порошенко победителем президентских выборов, случись они в ближайшее воскресенье, а Славика – 7,4%. Юлия Тимошенко и вовсе рядышком: у нее 8,8%. Понятно, когда речь заходит об определившихся и тех, кто точно пойдет голосовать, там разрыв вырастает в пользу ветеранов украинской политики, они каким-то ядром сторонников все-таки успели обзавестись, но и здесь Вакарчук не уходит с третьей позиции: 16,1% у главы страны и БПП, 14,4% у руководительницы «Баткивщины», а у лидера «Океана Эльзы» – 12,1%.
При этом, обратите внимание, Петр Алексеевич, не покладая рук, режет ленточки на новых объектах, подписывает важные государственные бумаги, рукопожимает иностранные делегации, Юлия Владимировна не исчезает из информпространства, а Святослав Иванович вообще не с нами, даже концерты ради американской учебы отложил, при этом рейтинг вон какой надышал. Это что же будет, когда он вернется, запоет-заговорит, как его научили за океаном мудрые учителя?
С известной долей вероятности, не случится ничего. Нельзя в человеке включить политика, словно по щелчку тумблера, после окончания учебного семестра. Был бы Вакарчук по сути своей политическим животным, в самом лучшем смысле, он не дал бы нам этого не заметить за эти самые тяжелые в современной украинской истории годы. Пока мы тут с вами на земле барахтаемся между надеждой и отчаянием, Славик где-то вечно «на небі» пытается объясниться с какой-то разрывающей ему сердце барышней. Многим нравится, кому-то нравится очень, при этом Вакарчук, безо всякого сомнения, искренний патриот, что никак не превращает его не то что в государственную фигуру – даже рядовой политический активист не выходит. Когда он начнет регулярно открывать рот по острым проблемам, банальность манер и суждений певца, никогда не удивлявшего до этого нешаблонным мышлением и дерзким поведением, многих разочарует.
И тем не менее Вакарчук – это серьезно. Именно потому, что люди готовы отдавать свои голоса новому человеку в этом набившем оскомину рейтинговом списке просто из-за его новизны. Ну, понятно, что это новизна широко известной и в целом положительно воспринимаемой фигуры национального масштаба. Не действиями – одним присутствием рядом он отодвигает одних кандидатов и сильно поджимает других. Значит, так можно? Значит, окажись на его месте действительно интересный и энергичный политик, пусть и без музыкального слуха, результат может сильно всех удивить. «Значит, – подумал, возможно, кто-то, глядя на результаты опроса, – нужно рисковать».
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»