До конца ноября Верховная Рада не сможет принять закон о реинтеграции Донбасса. Профильный комитет Верховной Рады из-за огромного количества предложенных поправок не успел вынести законопроект в сессионный зал. Впрочем, не исключено, что с таким количеством добавлений этот документ может вызвать возражения как у президента, который является его автором, так и у международных партнеров Украины, которые содействуют нашей стране в урегулировании конфликта на Донбассе.
В среду, 15 ноября, комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны рассмотрел почти все предложения и дополнения к президентскому законопроекту «Об особенностях государственной политики относительно обеспечения государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Об этом «Слову и Делу» сообщил народный депутат, член комитета Дмитрий Тымчук.
Напомним, этот документ был принят в первом чтении 6 октября. Затем, как сообщил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука, в процессе подготовки ко второму чтению, в этот законопроект были внесены правки, занявшие 800 страниц.
Во-первых, депутаты требовали исключить из законопроекта всякое упоминание о Минских соглашениях как о варианте урегулирования конфликта. Главным аргументом являлось то, что эти соглашения не ратифицированы украинским парламентом, их модальность не устраивает украинскую сторону, кроме того, под ними стоят подписи главарей боевиков Александра Захарченко и Игоря Плотницкого. В то же время упоминание Минских соглашений в рамках закона является четким призывом к их выполнению.
Во-вторых, депутаты требовали внести в законопроект упоминание о Крыме как об оккупированной Россией территории, а также четко обозначить дату начала оккупации украинских земель. Также депутаты предлагали внести в текст положение о разрыве дипломатических отношений с РФ. Однако эту поправку было решено не учитывать, поскольку данные решения являются прерогативой исполнительной, а не законодательной власти.
По словам Тымчука, по состоянию на 15 ноября спорные вопросы остались только в отношении статьи 10 законопроекта, которая определяла полномочия Объединенного штаба ВСУ. На эту структуру возлагается руководство силами и средствами, обеспечивающими сдерживание и отпор российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. В частности, статья 10 дает силовикам право осуществлять проверку документов граждан, а в случае отсутствия таковых – задерживать людей для выяснения личности. Кроме того, силовикам разрешается проводить досмотр автомобилей и личных вещей граждан, а также свободно входить или проникать в жилища людей для проведения мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности.
Именно эти положения и вызвали дискуссию среди членов комитета, решивших, что такие полномочия означают негласное введение военного положения. Поэтому статью 10 было решено доработать, а как только это будет сделано, документ будет готов к рассмотрению во втором чтении.
Однако перед тем, как направлять документ в сессионный зал, его необходимо будет показать президенту, чтобы он согласился с предложенными изменениями. И даже если Петр Порошенко не будет возражать против депутатских поправок, до конца ноября этот законопроект рассмотрен не будет. В четверг, 16 ноября, Тымчук окончательно признал факт, что комитет не успевает передать законопроект в сессионный зал до конца текущей пленарной недели, которая является последней в этом месяце.
Теперь, в лучшем случае, законопроект будет рассматриваться в начале декабря. Однако его положения могут вызвать возражения не только у президента, но и у международных партнеров Украины, содействующих нашему государству в урегулировании конфликта на Донбассе.
Во-первых, Минские соглашения в понимании международных партнеров особенно представителей так называемой «нормандской четверки», куда, помимо Украины, входят Германия, Франция и Россия, действительно пока не имеют альтернативы. Их игнорирование может стать предметом спекуляций со стороны РФ – якобы Украина хочет выйти из минского процесса и не желает мирно закончить войну.
Во-вторых, упоминание Крыма как оккупированной территории, хотя и полностью отвечает украинским интересам, также может не найти отклика у «друзей Украины», поскольку тема аннексированного полуострова до сих пор аккуратно выносилась за скобки всего переговорного процесса, касающегося «украинского вопроса».
Безусловно, это не говорит о том, что мы должны замалчивать тему Крыма и намеренно отказываться от аннексированных врагом территорий. Однако принятие законопроекта в «депутатском варианте» может поставить руководство государства перед выбором, что лучше – защита национальных интересов, которые пытается учитывать в своих поправках законодатель, или дипломатическое маневрирование в угоду требованиям международных партнеров, без помощи и участия которых мы пока не можем обойтись. Что и говорить – нелегкий выбор.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»