С тех пор, как народный депутат Украины Владимир Парасюк заявил, что часы Samsung Gear s2 ему подарил Святой Николай, прошел почти год. Учитывая изменения, внесенные в электронные декларации отечественными «слугами народа», за этот год среди них появилось немало послушных мальчиков и девочек, к которым также поспешил Святой Николай. Например, тернопольский судья получил в подарок квартиру во Львове; судье хозяйственного суда Харьковской области подарили Mercedes-Benz; следователь прокуратуры Полтавской области получил «секретный» подарок стоимостью более 600 тысяч гривен; работнице Минфина подарили квартиру в столице; консультанту судьи Верховного суда Украины подарили просторную квартиру в Киеве; херсонский таможенник получил в подарок полмиллиона гривен...
Не проходит и дня, чтобы подобная информация не появлялась в СМИ – десятки, если не сотни сообщений о царских подарках, которые «просто так», как говорил герой известного советского мультфильма, получают послушные мальчики и девочки, которым посчастливилось оказаться на ответственных должностях в сложное для государства время. Порядочные. Профессиональные. Патриоты. Воплощенная мечта Революции Достоинства.
А между тем до дня Святого Николая еще далеко, поэтому львиная доля подарков еще не доставлена из далекой Лапландии...
Впрочем, даже радуясь за «послушных» отечественных чиновников, одновременно все-таки хотелось бы поинтересоваться, что на самом деле может скрываться за такой «одаренностью» и нет ли в этой прекрасной традиции дарить и получать подарки коррупционной опасности.
Честно говоря, хотелось бы, чтобы на самом деле этим поинтересовались не только и не столько общественные активисты, эксперты или журналисты, сколько специально уполномоченные органы, где должны были бы работать, а не только получать зарплату и подарки специально обученные люди...
Однако нет особой надежды на органы, которые на профессиональной основе за немалое вознаграждение почему-то проверили электронных деклараций меньше, чем представители общественности проверили на основе волонтерской. Поэтому попробуем самостоятельно, хотя бы бегло, рассмотреть эту проблему.
Прежде всего необходимо отметить, что получение подарков лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, регламентируется законом Украины «О предотвращении коррупции». В частности, статья 23 указанного закона гласит, что такие лица «могут принимать подарки, которые соответствуют общепризнанным представлениям о гостеприимстве, кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, если стоимость таких подарков не превышает один прожиточный минимум для трудоспособных лиц, установленный на день принятия подарка однократно, а совокупная стоимость таких подарков, полученных от одного лица (группы лиц) в течение года, не превышает двух прожиточных минимумов, установленных для трудоспособного лица на 1 января того года, в котором приняты подарки».
На первый взгляд, очень строго – не разгонишься. А как же все те полученные в подарок квартиры, машины, земельные участки, упомянутые выше? Впрочем, не спешите с выводами. Оказывается, это ограничение не распространяется на подарки, полученные от близких родственников... А, как несложно догадаться, львиную долю царских подарков «слуги народа» получают как раз от близких родственников.
Далее еще интереснее. В соответствии со статьей 174 Налогового кодекса Украины, подарки, полученные от близких родственников, облагаются по нулевой ставке. Интересная и весьма показательна получается ситуация. С одной стороны, чиновникам законом Украины «О предотвращении коррупции» запрещено требовать и получать подарки для себя или для других лиц, но в то же время никоим образом не ограничивается их право получать подарки от близких родственников, причем такие подарки, в отличие от подарков, полученных от других лиц, облагаются по нулевой ставке. Шикарная схема, особенно если принять во внимание тот факт, что вопрос об источниках появления у дарителя материальной возможности делать такие подарки никого, по большому счету, не интересует.
Ситуация напоминает анекдот о грузине, которого в Советском Союзе судят за «нетрудовые доходы». Оправдываясь, подсудимый на вопрос прокурора, откуда он берет деньги, отвечает: «В ящике. В ящик деньги кладет жена. Жене деньги даю я. А я беру деньги, как уже сказал, в ящике».
В анекдоте такое объяснение вызывает смех. В украинских реалиях – недовольство и отчаяние. Вместо введения действенных механизмов для реального противодействия коррупции имеем дело с примитивной до крика схемой легализации потенциально неправомерного вознаграждения, приобретенного в результате злоупотребления служебным положением. Такое законодательство создает все условия для того, чтобы на коррупционной ниве работали семейным подрядом как когда-то во времена перестройки. Или как писал русский классик: «Отец, слышишь, рубит! А я отвожу». Например, сынуля работает в КГГА, а мама-пенсионерка внезапно получает неизвестно откуда, может, от тайного любовника, земельный участок стоимостью несколько миллионов гривен... И подарок на день Святого Николая уже готов. Ну бьютифул же?
Близкие родственники, даже родители и дети, если должностное лицо не проживает вместе с ними и не имеет общего быта, не заносятся в электронную декларацию, а соответственно, если они сами не относятся к лицам, на которых распространяется требование заполнять электронную декларацию, не обязаны ни декларировать имеющуюся у них собственность, ни объяснять источники своих доходов. Тупая и примитивная отмазка об имениях, якобы подаренных бабушкой-пенсионеркой внуку-вице-премьеру, должна всеми приниматься на веру как абсолютно нормальная и вполне адекватная!
Так же, как берутся на веру и никоим образом не проверяются заявления отдельных «неподкупных» государственных чиновников об их огромных выигрышах в лотерее, случайных скидках на элитную недвижимость или дружеских беспроцентных кредитах для приобретения.
Конечно, я понимаю, что в Украине, наверное, до сих пор активисты убеждены в том, что если поставить в кабинетах чиновников камеры видеонаблюдения, те перестанут брать взятки. O sancta simplicitas! В кабинетах наличными берут взятки только абсолютно профнепригодные дегенераты! Настоящие профессионалы-строители государства, которые олицетворяют добродетели «трех П», развили искусство давать и брать взятки в фантастических высот! Схемы отточены до мелочей – не подкопаешься! По крайней мере с точки зрения законности, морально-этическая оценка их совсем не интересует. Неудивительно, что со своими архаичными, примитивными и абсолютно неадекватными представлениями о коррупции и возможных путях получения неправомерного вознаграждения те, кто против этих явлений пытается бороться, пока начисто проигрывают тем, кто эти явления олицетворяет.
Хотя, когда сталкиваешься с такими нормами по поводу подарков в законодательстве, призванном противодействовать и предотвращать коррупцию, невольно начинаешь задумываться: а вдруг это не одни и те же люди?
В конце концов, подарки любят все. Праздник приближается...
Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»