Битва за медицинскую реформу: что предлагает МОЗ и чего требуют депутаты

Алина Костюченкожурналист

Если парламент все же примет правительственный законопроект о медицинской реформе, финансирование первичного, вторичного и третичного звеньев медицины в 2018 году составит 53,9 млрд грн. Об этом накануне, 18 сентября, заявила исполняющий обязанности профильного министра Ульяна Супрун. Для сравнения, в этом году весь бюджет здравоохранения Украины составляет 88,7 млрд грн.

Во вторник на улицы Киева вышли медицинские работники. Участники анонсированной ранее акции протеста против предлагаемой правительством медреформы требуют провести ее с учетом их требований, а еще – погасить задолженности по зарплатам. Ну и, несмотря на заверения о том, что акция будет полностью аполитичной, они требуют... назначить министра.

Все это мы уже видели не раз. Больше всего запомнился подобный митинг под зданием МОЗ в июле этого года, когда реформа голосовалась в первом чтении. Однако тогда парламент до конца сессии рассмотреть законопроект во втором чтении не успел, поэтому и протестующие разъехались по домам в ожидании нового повода выразить негодование.

Вообще противостояние сторонников и противников медицинской реформы (здесь и далее имеем в виду именно вариант реформы Кабмина), наиболее ярко персонифицировано в конфликте двух людей – и. о. министра Ульяны Супрун и главы профильного комитета Верховной Рады Ольги Богомолец. Первая активно расписывает планы и преимущества нового пути развития медицины, вторая не менее активно против министерских инициатив протестует.

Так, Супрун обещает, что уже в этом году начнется покрытие государственным страхованием первичного, наиболее приближенного к простому украинцу звена медицины. Речь идет об услугах первичного осмотра, диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, профилактических мероприятиях и тому подобном. Сдвинуть вопрос с мертвой точки и наконец ввести хоть какие-то изменения уже в этом году обещает и премьер-министр Владимир Гройсман.

Вторичное звено медицины, то есть услуги, предусматривающие плановую специализированную врачебную помощь, по планам Супрун, должно быть обеспечено государственным страхованием в 2018 году, а третичное – в 2018-м. Под последним понимаются наиболее сложные услуги высококвалифицированных специалистов и учреждений.

А знаете, что сегодня является единственным выполненным обещанием среди лиц, наиболее влияющих на вопрос медреформы? Не будем держать интригу, чтобы слишком вас не разочаровать. Итак, единственным выполненным обязательством по теме является обещание Гройсмана представить стратегию реформы здравоохранения. Это было сделано еще 30 ноября прошлого года. А что дальше? А дальше пока одни только пустые разговоры (которые таковыми и будут оставаться, пока парламент хотя бы что-то не решит).

В парламенте единства по этому вопросу также, конечно, нет. Во-первых существует точка зрения Богомолец и депутатов, поддерживающих ее. Она, в свое время не захотев брать на себя ответственность и претендовать на кресло министра здравоохранения, сегодня всячески критикует руководство ведомства по многим вопросам. Однако медреформа – это в последнее время ее любимая тема для критики и обещаний. Так, народный депутат заявила, что сделает все, чтобы законопроект МОЗ не был принят, а требования медработников, которые во вторник вышли на акцию протеста, наоборот, были выполнены. Предлагает ли она что-то от себя? Конечно, даже много чего. Среди обещаний, зарегистрированных «Словом и Делом», например, введение в Украине страховой медицины и создание при каждом учреждении здравоохранения отделений трансплантологии. Они пока что «в процессе», хотя непонятно, почему, имея такие грандиозные планы, госпожа Богомолец сама не пошла в министры.

Самым ярким союзником не министра Богомолец является человек, который министром уже как раз-таки был – нардеп Олег Мусий. Он тоже обещает введение общеобязательного государственного социального медицинского страхования, а еще создание единого европейского фармацевтического пространства. При этом, что удивительно, 13 июля Мусий умудрился на камеру пообещать, что проголосует за правительственный вариант медреформы. Трудно сказать, в каком психоэмоциональном состоянии на тот момент находился нардеп, потому что уже буквально через несколько часов, во время рейтингового голосования за один из законопроектов реформы, он голосовать отказался.

Позиции ключевых фракций относительно медреформы можно понять, исходя из заявлений их лидеров. Так, однозначно против законопроекта Минздрава высказались Юлия Тимошенко и Виктор Бондарь, которые заверили, что фракция «Батькивщины» и депутатская группа «Видродження» голосовать за нее не будут. Компанию им составят и депутаты «Оппоблока».

У Ляшко и его «Радикальной партии» к правительственным предложениям есть ряд требований. В частности, они отказываются поддерживать реформу здравоохранения, если не будет возвращено государственное финансирование больниц и не будет предварительно проголосован законопроект о государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных средств.

А вот в «Самопомичи» позиция по медреформе выбивается из их, в общем оппозиционной, риторики. Они в целом поддерживают позицию правительства, о чем было заявлено лидером фракции Олегом Березюком на согласительном совещании в понедельник. Его главное требование – чтобы была введена страховая медицина.

Напомним, изначально рассмотрение медреформы было запланировано на 19 сентября, однако до этого вопроса депутаты во вторник так и не дошли. Но ответы на все вопросы и статусы «выполнено» или «не выполнено» для всех обещаний «в процессе» мы, вероятно, получим в ближайшее время.

Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО