После событий начала 1990-х годов, когда между православными в Украине произошел раскол, а православная церковь не признала желания части украинского духовенства объединиться и отделиться в Единую поместную церковь, праздник Крещения Руси приобрел политическую окраску.
Такое мнение в эксклюзивном материале «Сила Крестного хода. Куда приведет религия в вопросах национальной безопасности?» для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«По замыслу российского духовенства УПЦ и дальше остается метрополией с центром в Москве. Так, впрочем, и произошло: в Украине до сих пор продолжается дискуссия между двумя частями Украинской православной церкви – Киевского и Московского патриархатов», – обозначил Радчук.
Эксперт напомнил, что после событий Революции Достоинства усилилось влияние УПЦ КП.
«Во время революционных событий духовенство этой церкви выступило в защиту протестующих: в ночь на 1 декабря 2013-го стены Михайловского Златоверхого защитили студентов и митингующих от дубинок спецподразделения «Беркут». После этого УПЦ КП и ее высшее духовенство предоставили всю посильную помощь протестующим, создав на территории храма условия для проживания и лазарет», – напомнил политолог.
В то же время Киево-Печерская Лавра, контролируемая УПЦ МП, всячески поддерживала сторону тогдашней власти, предоставляя убежище на своей территории протестующим из лагеря «Антимайдана», подчеркнул эксперт.
«На протяжении последних трех лет власть заметно вмешивается в церковные дела, хотя это не предусмотрено Конституцией. Объяснение простое: это вопрос нацбезопасности, так как используя религиозные ряды УПЦ МП, Кремль пытается создать себе дополнительный плацдарм для гибридного вмешательства во внутренние дела Украины», – отметил Радчук.
По его словам, во избежание конфликтов между верующими разных патриархатов в Киеве проходят два Крестных хода.
«По разным данным, верующих Московского патриархата было в несколько раз больше, чем Киевского. Но сколько бы на самом деле верующих ни принимали участия в ходе, важны другие сигналы. В своих проповедях предстоятель УПЦ МП говорил преимущественно на чисто религиозную тематику, призывая к миру на Донбассе. Не обошлось, конечно, и без традиционных оскорблений в адрес непризнанной УПЦ КП», – добавил экперт.
«В УПЦ КП также выступили за мир, но уточнив, что мир этот должен быть не в неволе, а украинские территории должны быть неприкосновенны», – констатировал Радчук.
По его убеждению, оба Крестных хода были в ореоле политики.
«Во-первых, было опасение провокаций, чего удалось избежать благодаря полиции. Во-вторых, ярким подтверждением политического мотива было присутствие депутатов из «Оппоблока» в Крестном ходе. Да и президент открыто призвал к созданию Украинской церкви именно на базе УПЦ КП», – уточнил эксперт.
«Расчет вполне правильный: любая провокация в сторону участников шествия может быть расценена как акт агрессии. На это и намекают украинской власти в Кремле. Именно провокации на религиозной почве могут быть использованы как один из возможных поводов для агрессии РФ в Украине. По аналогии с «защитой русскоязычного населения», о чем неоднократно намекало руководство Кремля, в ход может пойти и искусственно созданное религиозное противостояние», – отметил специалист.
Политолог подчеркнул, что на данном этапе не совсем понятно, какую стратегию в использовании УПЦ МП выберет Кремль.
«Рано или поздно все маски будут сорваны и православным украинцам придется определиться и с еще одним непростым для себя вопросом – церковной принадлежностью», – резюмировал Александр Радчук.
Подробнее – в материале «Сила Крестного хода. Куда приведет религия в вопросах национальной безопасности?».