Украинские военные на передовой уже традиционно особенно тщательно готовятся к двум периодам в календарном году – новогодним праздникам и летним отпускам. Именно в эти промежутки времени от боевиков и их российских кураторов следует ожидать самых неординарных заявлений и действий. Сюрпризы, инспирированные планами Кремля, имеют целью не только держать в тонусе «армии» сепаратистов, но и просто идеологический подтекст. Такими действиями Россия пытается закрепить собственную повестку дня на Донбассе, оторванную от официальной линии мирного урегулирования конфликта на востоке Украины.
На этот раз в июле прозвучало, казалось бы, бессмысленное заявление одного из главарей сепаратистов Александра Захарченко, в котором говорится о планах создания «нового государства Малороссии» на территории современной Украины со столицей в Донецке. В Кремле сразу же открестились от заявлений боевиков, назвав их «личной инициативой Захарченко», в очередной раз отметив безальтернативный курс реализации Минских договоренностей.
Однако сомнений нет: без отмашки высшего руководства России делать подобные смелые заявления «элите» самопровозглашенных республик никто бы не позволил. Примечательно и то, что заявление Захарченко было обнародовано накануне очередного раунда переговоров в Минске и в связи с рядом политических решений в самой Украине относительно дальнейшего урегулирования конфликта на Востоке.
Реакция не заставила себя ждать: все участники Трехсторонней контактной группы резко раскритиковали заявление главаря «ДНР». Правда, украинские представители считают, что подобные заявления блокируют сам переговорный процесс. Тогда как полномочный представитель России в Трехсторонней контактной группе Борис Грызлов назвал слова Захарченко «информационной войной» и «ответом на провокационные заявления киевских высокопоставленных политиков».
«Дебилороссия»
В информационном поле заявления сепаратистов таки достигли своей тактической цели. После слов, которые вообще ставят под сомнение существование Украины, объяснить украинцам на подконтрольных территориях смысл в любых переговорах по урегулированию ситуации на Донбассе становится все труднее.
Именно поэтому из уст украинских политиков в ответ прогремели не менее радикальные заявления. Так, секретарь СНБО Александр Турчинов назвал слова главаря сепаратистов «извращенным бредом, который был написан в Кремле и озвучен ряжеными клоунами вроде Захарченко». По его мнению, подобные планы свидетельствуют о желании Кремля в очередной раз восстановить военную агрессию к западу от оккупированных территорий Донбасса. «Судьба кремлевского плана «Малороссия-17» будет аналогичной «Новороссии-14» или любой другой «Дебилороссии» путинского формата», – отметил Турчинов.
Не менее решительным в своем ответе был глава Генштаба ВСУ Виктор Муженко, который отметил, что проект «Малороссия» будет похоронен, как и проект «Новороссия». «Больные фантазии российских марионеток всегда исчезают, как грезы. Территориальный суверенитет Украины будет восстановлен. Безусловно!», – написал он на своей странице в Facebook.
Глава МИДа Павел Климкин заметил, что подобными заявлениями устами подконтрольных сепаратистов Кремль пытается устроить «абхазский сценарий» на Донбассе.
Похоже, заявление Захарченко таки создало благоприятную почву для блокировки дальнейшего переговорного процесса в Минске. Как следствие, созданы условия не только для возобновления агрессивных военных действий со стороны сепаратистов и их российских кураторов, но и для запуска удобного сценария Кремля в ответ на планы украинских властей по реинтеграции Донбасса.
Зеркальное нападение
Россия действует зеркальными методами на упреждение, чтобы нейтрализовать любые попытки Украины вернуть Донбасс мирным путем. Даже если Кремлю не удастся сломать планы украинской власти относительно мирной реинтеграции ОРДЛО, то по крайней мере будет создан своеобразный блок на пути к этому процессу.
Смысл «зеркальной реакции» в заявлениях сепаратистов заключается в том, чтобы создать новое идеологическое препятствие на пути к возвращению Донбасса. Этот смысл – создание «альтернативной Украины», так называемой «Малороссии», которая уже по своей сути отличается от ее предшественницы «Новороссии». Основной задачей создания последней было расколоть Украину на правобережную и левобережную части на основе сепаратистских движений. Тогда как «Малороссия» имеет гораздо более амбициозные планы. Задача максимум – убедить украинцев и на временно оккупированных территориях, и на подконтрольной части в несостоятельности Украины как государства решать серьезные вопросы. Это старая добрая песня о «failed state», которой кремлевские пропагандисты не раз нарекали Украину. Задача же минимум заключается в создании квазигосударственного образования на базе «ДНР» и «ЛНР», которые идеологически уже исчерпали себя. Таким образом, Кремль не просто приближает срыв любых мирных переговоров, но и пытается заранее подготовиться к следующим раундам, которые, возможно, состоятся уже в другом формате.
Пока СНБО и Верховная Рада отложили до осени рассмотрение законопроекта о деоккупации Донбасса, Кремль начал шаги на опережение. И каким бы нелепым ни казалось заявление Захарченко, пренебрегать его последствиями было бы неправильно: это первый тактический ход России в ответ на планы Украины по реинтеграции и деоккупации ее же территории.
Паспортные войны
Интересно и то, что заявления сепаратистов совпали по времени с другими, не менее тектоническими по своей сути процессами, которые уже происходят на уровне двух государств – России и Украины. Речь идет о поиске украинской стороной формата установления визового режима для россиян.
Первым шагом в этом процессе стало решение СНБО о введении механизма «электронной предварительной регистрации» для граждан России, которые планируют пересечь границу с Украиной. «То есть гражданин РФ, желающий прибыть на территорию Украины, должен заранее зарегистрироваться и предоставить МИД необходимые данные, которые будет определять МИД», – пояснил логику действий секретарь СНБО Александр Турчинов.
Кроме того, вводится требование об обязательной регистрации граждан РФ, находящихся на территории Украины в местах их временного пребывания. А Кабмину, СБУ и Нацбанку СНБО поручил внести предложения по расширению санкционного списка российских физических и юридических лиц.
Такие действия не могли не получить ответ со стороны Москвы. К сожалению, зеркальные действия России выглядят более убедительно: они учитывают не просто миграционные процессы, но и те социальные и экономические обоснования, которые заставляют многих украинцев совершать путешествия к враждебной стране. Вместо попыток ввести определенные шаги вроде визового режима власти РФ предложили украинцам упрощенный режим получения российского гражданства.
Так, Госдума РФ приняла поправки в законодательство, которые позволяют украинцам, предоставившим в Министерство внутренних дел России заявление об отказе от гражданства Украины, получить российский паспорт в ускоренном порядке. Ранее для этого украинцам, которые хотели сменить гражданство, нужно было получить ответ от украинских органов власти.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»