Последние заявления секретаря СНБО о необходимости завершения АТО на Востоке Украины и перехода к новой стратегии защиты от гибридной войны с Россией появились не просто так. Этому способствуют как внешние геополитические обстоятельства, так и подталкивает внутриполитическая необходимость.
Команде президента Петра Порошенко необходимо как можно скорее получить новую дипломатическую победу именно на ниве решения конфликта в Донбассе. Очевидно, что Минские соглашения в нынешнем состоянии не способны прекратить конфликт. Кроме того, сложились благоприятные обстоятельства для перезапуска «нормандского формата».
Украина в последние месяцы демонстрирует более решительную позицию в защите своих национальных интересов. Прежде всего, этому ожидаемо способствовало предоставление безвизового режима со странами ЕС. Во-вторых, Украина на законодательном уровне закрепила четкое стремление ко вступлению в НАТО. В-третьих, впервые с 2014 года из уст представителей власти прозвучал тезис о возможности введения военного положения на временно оккупированных территориях. На Банковой заговорили и о законодательной необходимости признания отдельных районов ОРДЛО территориями, оккупированными Российской Федерацией.
Наконец, стало известно о достигнутых договоренностях об официальной встрече президентов Украины и США в Вашингтоне. Интрига заключается в том, что она должна состояться до первой встречи Дональда Трампа с президентом РФ Владимиром Путиным, которая запланирована на саммите G20 в Германии. Казалось бы, Украина имеет шанс переломить ситуацию в свою пользу или, по крайней мере, в корне изменить ситуацию с ходом конфликта в Донбассе именно дипломатическими методами. Так стоит ли в ближайшее время ожидать прорыва в «нормандском формате» мирных переговоров?
Прочный круг друзей?
Планы Кремля в лучших традициях макиавеллиевского принципа «разделяй и властвуй» не оправдались. Как бы в России ни желали рассорить Францию и Германию, а впоследствии - ЕС с США, этой стратегии пока не суждено воплотиться в жизнь.
Точки над «і» расставили президентские выборы во Франции, где победу одержал Эммануэль Макрон. Он сразу же поддержал общую с Германией переговорную позицию по решению конфликта в Донбассе. Кроме того, во время встречи с российским коллегой Макрон дал четко понять, что «дружбы» между Францией и Россией ожидать не стоит – речь лишь о прагматичных отношениях. Они будут довольно прохладными, учитывая тональность заявлений президента Франции, которые касались роли российских СМИ в освещении президентской гонки.
Активизации «нормандского формата» стремятся достичь и в Германии. Осенью там состоятся выборы в Бундестаг, и нынешнему канцлеру Ангеле Меркель хотелось бы подтвердить свой геополитический вес в сфере решения «украинского вопроса». Поэтому она является едва ли не самым рьяным союзником Украины в давлении на Кремль в вопросе последовательного выполнения Минских соглашений. Прежде всего, речь о возможности выполнения Украиной политической части соглашений только после восстановления контроля над границей между ныне оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей и Россией.
Однако с приближением осени позиция ФРГ может несколько видоизмениться. Если усилия для дипломатического давления на Кремль окажутся тщетными, в Берлине могут начать давить на Киев. Вариантов пока два: дать старт выполнению политической части Минских соглашений без восстановления контроля над границей или привести в действие план по так называемой big deal, что фактически будет означать решение конфликта на Востоке Украины в обмен на признание Крыма частью российской территории. Оба варианта содержат в себе ряд рисков для национальной безопасности Украины.
Перехватить инициативу
Остается еще одна возможность: привлечь к переговорам в том или ином формате США. Сделать это будет непросто, ведь до сих пор неясной остается позиция Дональда Трампа. Именно от нее будет зависеть успех или провал перезапуска «нормандского формата».
А вот на позицию американского президента, который лично склонен заигрывать с Путиным, похоже, может повлиять взрывоопасная ситуация внутри США. Еще в самом начале своей каденции он спровоцировал ухудшение отношений как со спецслужбами, так и с Пентагоном. Недооценивать силу этих ведомств в США не стоит ни одному политику, каким бы доверием он не пользовался у американцев.
Поэтому визит Петра Порошенко в Вашингтон будет проходить на фоне разговоров о возможности запуска импичмента в отношении Дональда Трампа и введения Конгрессом США новых санкций против России. Поэтому для Украины пока складываются хорошие предпосылки переломить ситуацию в дипломатическом русле в свою пользу и перехватить инициативу.
Очевидно, понять, удалось ли это украинскому главе государства, мы сможем только во время саммита G-20, который состоится 7-8 июля в немецком Гамбурге.
Россия же будет пытаться сохранить ситуацию в нынешнем состоянии как минимум до весны 2018 года, когда должны состояться выборы президента этой страны. Владимиру Путину нужно мобилизовать свой электорат, поэтому любые дипломатические уступки будут выглядеть как проявление слабой позиции, а значит - будут недопустимыми. Кроме того, учитывая непредсказуемость логики российских политиков, вполне вероятно, что Путин может пойти не на деэскалацию конфликта на Донбассе, а наоборот - усилить наступление.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»