Казалось, что страх и уныние давно победили здравый смысл и в Беларуси, и в России. Впрочем, очевидно, не всем гражданам этих стран нравится авторитарный курс действующей власти, и таких людей становится все больше.
Такое мнение в эксклюзивном материале «День свободы и марши Навального. В чем разница между протестами в Беларуси и России?» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«Причины последних массовых волнений в Минске и Москве существенно отличаются, а значит, и последствия будут разными. В Беларуси массовые акции начались с социального протеста, в России градус напряжения не был таким высоким, как казалось на первый взгляд. Впрочем, общее у этих событий есть – силовые, репрессивные методы расправы с демонстрантами», – рассуждает он.
Касательно Беларуси, то в стране уже очень давно не было подобного протестного движения, отмечает эксперт.
«Желание белорусских властей ввести «налог на тунеядцев», предусматривающий уплату штрафа в размере около 250 долл. в случае безработицы в течение полугода, не на шутку возмутило белорусов. После ряда акций президент-диктатор не отступил от идеи, а лишь отложил ее на время. Это еще больше усугубило протестные настроения. Все эти факторы совпали во времени с чествованием белорусской оппозицией Дня Воли», – анализирует события в Минске политолог, акцентируя на том, что европейское сообщество уже осудило действия белорусских властей.
Неоднозначной, по его мнению, является ситуация в отношениях Лукашенко с Кремлем и Украиной.
«С одной стороны, вроде бы есть попытки удержать нейтралитет с Украиной, с другой – в СМИ Лукашенко постоянно выражает негативное отношение к событиям 2013-2014 годов в Украине, высказываясь периодически весьма неоднозначно относительно происходящего на Донбассе», – анализирует он.
Безусловно, еще один повод для волнений – натянутые отношения с Кремлем.
«События с активизацией протестов могут быть и своеобразным сигналом для «бацьки» и со стороны Москвы. Все эти факторы будут лишь усиливать внутриполитический кризис в Беларуси», – считает политический эксперт.
Что касается РФ, то разница в протестной активности сразу бросается в глаза.
«Повод митингов – скандальное антикоррупционное расследование оппозиционера Навального касаемо незаконного обогащения действующего премьер-министра Дмитрия Медведева... Вопросов в этой истории очень много. Во-первых, самого Навального задержали почти сразу после того, как только он появился среди участников протестов. Во-вторых, не совсем понятна цель протестующих: речь идет прежде всего об отставке Медведева, или о требовании расследовать приведенные в сюжете факты коррупционной деятельности? На самом деле, четких месседжей антикоррупционные акции протестов не имели. В-третьих, никакая публичная реакция со стороны официальной власти не прозвучала», – обьясняет эксперт.
«Если нет – то каким будет ответ ФСБ и главы Кремля? Подтверждением, как и опровержением подобных гипотез, может быть реакция остальных оппозиционных политиков на действия Навального – большинство из них назвали акции протестов «согласованными с властью», - добавил политолог.
Еще одна интересная особенность – это сбор данных из антикоррупционного расследования Навального. Скептики отмечают, что без «отмашки» ФСБ или других спецслужб собрать такую информацию было бы невозможно.
В целом, подытоживая, эксперт уточнил, что, как в ситуации с митингами в Минске, так и в Москве, происходящее может быть не более, чем попыткой «нащупать» политическую альтернативу действующим режимам и выявить потенциальную поддержку электората.
«Действительно ли в России и Беларуси уже есть достаточная масса людей, чтобы начать настоящее оппозиционное движение? Именно в таком контексте и стоит рассматривать протестную активность Навального, ведь уже вначале 2018-го в России состоятся президентские выборы», – резюмирует Радчук.
Подробнее – в материале «День свободы и марши Навального. В чем разница между протестами в Беларуси и России?»