«Расшатывающие лодку», «пятая колонна Кремля», «противники суверенной Украины» – вот далеко не весь перечень словосочетаний, которые звучат в сторону оппонентов из уст политиков, которые сейчас имеют властные полномочия. В то же время внутри украинского общества постепенно создается атмосфера вредности влияния альтернативных точек зрения на дальнейшее развитие страны. «Маятник» революции всегда ведет от хаоса и чрезмерной либерализации общества к диктатуре и принуждению. Остается только догадываться, в какой именно точке находится украинское общество.
В этом же контексте стоит упомянуть такое явление, как диктатура – ничем не ограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть в государстве одного или нескольких лиц, социальных групп, которые в своих действиях опираются на непосредственное применение насилия (армии, полиции, спецслужб). В условиях диктатуры отсутствует или же сымитирован демократический институт выборов. И хотя последующие, запланированные выборы в Украине должны состояться только в 2019 году, отсутствие реакции властной верхушки на требования общества побуждают к разговорам об авторитарных тенденциях. А недостаточный уровень диалога между властью и основными политическими игроками со временем приводит к росту напряжения в обществе и актуализации вопроса досрочных выборов. А стоить учесть наслоение кризисных явлений в экономике и откровенную коррупцию на высшем уровне – и в воздухе снова запахнет революцией.
Бороться с такими настроениями диктатурам, кроме «силовиков», помогает мощная пропагандистская машина, способная не только влиять на настроения граждан внутри «закрытых» обществ, но и формировать целые политические тренды на продолжительные в историческом разрезе периоды.
Запрос на «сильную руку», или что нам делать со свободой?
Лучше всего авторитарные режимы прижились на просторах уже суверенных государств бывшего СССР. В основном это восточные страны, впрочем, авторитарными можно считать власти в Беларуси и России – государствах, которые имеют тесные экономические и географические связи с Европой.
Одна из главных черт современных авторитарных режимов – имитация выборов и самого избирательного процесса. Выборы в этих странах – скорее ритуал легитимации «права сильного» решать судьбу остального общества. Массы в большинстве своем сами дают понять, что их основной запрос – это «сильная рука», ведь что и как делать с возможностями, которые предоставляет свобода выбора, большинство граждан не знают. Помочь в этом должны были бы образование и развитие горизонтальных связей и, как следствие, запрос на появление свободных медиа. Однако все зависит от самих потребностей общества: именно они определяют феномен того, почему одним государствам и сообществам удается строить демократию, а другим, невзирая на любые усилия, этого никак не достичь.
В качестве примера следует привести опыт соседних Беларуси и России. В первой уже пятый раз подряд с 1994 года президентом страны выбирают Александра Лукашенко. Еще в 2004 году в Беларуси был проведен референдум, по результатам которого президент не имеет ограничений по переизбранию. На последних выборах осенью 2015-го за кандидата в президенты Александра Лукашенко проголосовали 83,49% граждан, тогда как остальных кандидатов в сумме поддержали чуть более 9% избирателей. Еще 6,4% проголосовали против всех.
В РФ «играют» в демократию более изящно. В этом неизменному лидеру России Владимиру Путину и его команде с 2000-го года помогает тщательно отлаженная и безотказная пропагандистская машина. Казалось бы, санкции Запада, войны в Украине и Сирии, обнищание россиян должны стать достаточными поводами для того, чтобы поменять руководство страны. Уже в следующем году, в марте, такой шанс российские граждане получат во время участия в президентских выборах.
Впрочем, в Кремле и на этот случай тщательно готовят благоприятный фон для переизбрания действующего президента страны. Действительно, пока что Путину и Ко не пришлось менять Конституцию РФ для того, чтобы оставаться на посту президента бесконечное количество раз (естественно, ограниченного возрастными особенностями жизни человека). Хитрость заключалась в том, что с мая 2008-го по май 2012-го за постом главы государства «присматривал» его верный соратник Дмитрий Медведев, в то время как сам Путин продолжал руководить государством в роли премьер-министра.
На этот раз формальных оснований для политической рокировки нет. Но в Кремле уже решили подготовить общество к тому, что весной 2018-го пройдут не классические выборы, а «референдум о доверии национальному лидеру». Для мобилизации избирателя будут применены все возможные ресурсы: административные, медийные, финансовые. Основная задача – не просто победить, а в очередной раз показать миру безальтернативность кандидатуры Владимира Путина на посту глава государства. В демократичности выборов в РФ ни у кого не должно возникнуть сомнений, а процент тех, кто проголосовал за Путина, должен быть как минимум выше, чем в 2012 году, а как максимум выше, чем когда-либо до этого (в 2012-м за Путина проголосовали около 63% избирателей, в 2004-м – 71%).
К слову, в России уже есть опыт проведения подобных референдумов: в апреле 1993 года на всероссийский референдум гражданам предлагалось дать ответ на 4 вопроса, среди которых было «доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?». Тогда более 58% граждан дали утвердительный ответ.
Революция – подруга диктатуры?
Украина качественно отличается и от всех восточных и кавказских стран, которые раньше были в составе СССР, и от России, Беларуси, Молдовы. Правда, и достичь такого прогресса, как, например, балтийским странам и Польше в развитии демократических институтов нам также до сих пор не удалось.
С начала 2000-х годов в Украине не утихали дискуссии относительно попыток изменить Конституцию. После событий Оранжевой революции было решено изменить Конституцию и вернуться в сторону парламентско-президентской республики. Однако уже с 2010-го, когда президентом был избран Виктор Янукович, правила игры изменились на диаметрально противоположные. «Добавить парламентаризма» и реальных рычагов воздействия именно для Верховной Рады – было одним из требований граждан во время Революции Достоинства.
Действительно, парламент – своеобразный предохранитель от чрезмерного использования власти и диктатуры, ведь в нем представлены много фракций и групп, отдельных депутатов. Впрочем, как показывает практика, даже нынешняя Верховная Рада, которая имеет все рычаги для формирования исполнительной власти, не может сопротивляться авторитарным проявлениям.
Дело не только в формальных процедурах, но и в слабости других институтов – прежде всего гражданского общества, которое уже научилось организовываться в волонтерское движение, однако не сформировало собственного запроса на новую политическую силу. Партийная жизнь в Украине – это прежде всего бизнес и большие деньги. А значит, интересы крупного капитала и подконтрольных им групп влияния, которые и формируют основное ядро нынешней политической реальности.
Арбитром в этих процессах должен был стать Президент. Впрочем, он сам является одним из крупнейших миноритариев всей властной вертикали – начиная от крупнейшей фракции в парламенте, заканчивая возможностью влияния на исполнительную ветвь власти на местах.
Правда, прививкой от авторитаризма можно считать ст. 103 5-го раздела Конституции, которая гарантирует, что «одно и то же лицо не может быть президентом Украины больше, чем два срока подряд». Дополнительными инъекциями можно считать и протестную активность украинцев, которые способны в случае необходимости указать зарвавшимся элитам на их место.
Авторитаризм вреден для здоровья
Окончательно преодолеть склонность к авторитаризму могут лишь развитые общества, где господствуют сильные горизонтальные связи, защищены и гарантированы права человека.
К сожалению, пока остается много рисков в том, что более активные украинцы разочаруются в возможностях изменить жизнь к лучшему, а пассивная часть – захочет власти «сильной руки». Для этого не нужно что-то реформировать или создавать, достаточно иметь 2 составляющие – подконтрольные силовые ведомства и СМИ.
Стоит лишь напомнить, что сам авторитаризм является вредным для его же инициаторов. Можно привести немало случаев того, как плачевно заканчивали свое господство наиболее могущественные диктаторы. В мире сейчас осталось еще немало примеров авторитарного управления государством, больше всего – среди восточных постсоветских стран и в государствах Африки. Интересно, что в отличие от тоталитарных стран, которых действительно почти не осталось (один из ярких примеров – КНДР), авторитарные режимы и их лидеры не являются полностью изолированными и не выброшены из контекста мировых политических процессов. Это еще раз подтверждает тезис о том, человечеству присуща цикличность и возвращение к моделям управления через принуждение и силу, а не путем поиска компромиссов, соблюдения договоренностей и подписанных договоров.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»