Весной 2014-го Виталий Кличко был среди фаворитов вероятных кандидатов на выборах Президента Украины, которые состоялись в мае того же года. В результате договоренностей с командой Петра Порошенко Кличко не баллотировался и поддержал нынешнего Главу государства в борьбе за президентское кресло. Впрочем, и сам он не остался в стороне управленческих процессов: его дважды избирали мэром Киева: в мае 2014-го и осенью 2015-го.
И даже больше: в июне 2014 года Порошенко подписал Указ о назначении мэра Киева председателем Киевской городской государственной администрации. Казалось бы, Кличко получил всю полноту власти, чтобы реализовать все запланированные реформы в столице.
На деле же оказалось, что управлять крупнейшим мегаполисом государства является непростой задачей. На плечи мэра-тяжеловеса свалилась огромная ответственность за судьбу многомиллионного города, который ожидает важных изменений почти во всех сферах жизнедеятельности. Правда, преодолеть эти вызовы, похоже, на фактически третьем году руководства Кличко будет очень непросто. Нужно срочно менять подходы в управлении, чтобы противодействовать тотальному муниципальному коллапсу, признаки которого все чаще замечают жители столицы.
Мэр-«пожарник»
В конце концов, именно случай с Шулявским мостом ярко продемонстрировал кризис управления городом в команде Кличко. Стоит подчеркнуть – условной «команде Кличко», ведь пока все выглядит так, будто каждый из заместителей градоначальника имеет собственный вектор деятельности, никак не согласованный с планами других коллег. Не спасает ситуацию и «ручной» Киевсовет: голосов для принятия необходимых решений вроде и хватает, но, чем именно занимаются местные депутаты, рядовым киевлянам понять трудно.
Поэтому Кличко в каждой кризисной ситуации действует по классической схеме «пожарника» в классификации лидерства в политологии. То есть – пытается ликвидировать последствия неудачных решений или возникших проблем в столице постфактум, когда неприятность уже произошла. После обвала части Шулявского путепровода Кличко уволил одного из своих профильных заместителей «за неудовлетворительные результаты работы», а главу Соломенской РГА – «за халатное отношение к работе». Мэр приказал провести комплексную проверку всех путепроводов и мостов в столице на предмет аварийности. Он дал пресс-конференцию прямо на Шулявском мосту, объявив о начале конкурса проектов по восстановлению аварийного путепровода.
При этом Кличко сначала отрицал аварийное состояние моста, объяснив инцидент тем, что «он устал от времени». А уже на следующий день подтвердил, что на ремонт путепровода нужны минимум 1,5 млрд грн и около двух лет времени.
Муниципальный нокдаун
«Уставший» Шулявский мост еще больше подточил и без того падающие рейтинги столичного городского главы. Впрочем, именно стиль управления столицей и поведение мэра и являются первопричинами непростой ситуации, в которой оказались и жители города, и сам Кличко.
Ведь теперь в случае очередной кризисной ситуации вся ответственность за обвалы мостов, плохие дороги или другие техногенные аварии будет полностью ложиться лично на мэра. А инфраструктура города, без преувеличения, находится на грани коллапса. Проблем накопилось так много, что неизвестно, откуда ожидать очередной чрезвычайной ситуации. И обвинять одного только мэра в этих обстоятельствах было бы слишком несправедливо.
Действительно, кроме дорог, мостов, постоянных аварий теплосетей, в столице есть и другие потенциальные техногенные опасности, которые могут дать о себе знать в любой момент. Это и незаконные застройки, ответственность за которые несут совместно и мэр, и Киевсовет. Это и возможное сползание почвы на столичных холмах, о чем уже не один год столичные власти предупреждают ученые. Это и ртутная проблема завода «Радикал», и пороховая бочка Бортнической станции аэрации, и много других опасностей.
Почему столичная власть реагирует постфактум? Ведь такой стиль управления – непосредственная опасность жизни тысяч киевлян. Именно забота о безопасности является ключевой задачей власти в любой цивилизованной стране.
Например, еще в своей предвыборной программе Кличко обещал сразу после избрания провести «аудит финансово-хозяйственной деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в городе Киеве за последние 5 лет», тогда как задачу проверить состояние инфраструктурных объектов мэр дал только после событий с обвалом Шулявского моста.
Интересно и то, что чиновники при этом умудряются неэффективно использовать средства общины. Ведь, как выяснилось, и в 2015-м, и в 2016 году из бюджета столицы выделялись немалые деньги на обслуживание и ремонтные работы моста. Так, в 2015 году КГГА потратила 1,18 млн грн только на технико-экономическое обоснование реконструкции Шулявского путепровода, а в 2016-м был уже проведен тендер на проектирование реконструкции объекта на сумму 6,5 миллионов гривен. То есть, ремонт пока не состоялся, а на его проектировании уже были освоены более 7,5 млн грн бюджетных средств.
Ручное управление и «автопилот»...
Если проанализировать предвыборную программу мэра Кличко, то придется с грустью констатировать: за почти три года уже второй каденции его главенства в столице выполнена едва ли десятая часть из обещанного.
Что касается обещаний, которые Кличко дал уже в статусе мэра, то здесь ситуация несколько лучше. В соответствии с мониторингом обещаний, проводимым «Словом и Делом», 157 обязательств Кличко выполнил, 98 – провалил, а еще 100 – находятся в процессе выполнения. Так, в 2016-м он не успел выполнить свое обещание относительно установки 50-ти современных остановок общественного транспорта, не смог ввести систему централизованного видеонаблюдения, а также признал невозможность строительства метро на Троещину в течение 5 лет. В то же время, Кличко все-таки выполнил обещания провести капитальный ремонт 52 улиц в столице, смог посодействовать ремонту 40-ка бюветных комплексов, обустройству восьми новых скважин и открытию семи детских садов.
Правда, системные проблемы, от которых страдает столица, и далее ожидают решения. Прежде всего, речь идет о проблемах парковки, незаконной застройки и уничтожения исторической части города, плохом состоянии большинства дорог, отсутствии существенных подвижек во внедрении новой транспортной схемы города и многом другом.
Следствием того, что столица находится в режиме ручного управления, а изменения происходят «на автопилоте», является отсутствие действенной и слаженной работы самой общины города. А это неизбежный путь к еще большему упадку и коллапсу в городе. Увы, шутками и «фотожабами» о провальных действиях столичной власти в соцсетях ситуацию не исправишь.
Как пример ручного управления столицей можно привести позицию кандидата на увольнение с должности заместителя главы КГГА по вопросам транспортной инфраструктуры из-за инцидента с Шулявским мостом Ильи Сагайдака, который сообщил, что за пять лет экспертиза объекта ни разу не проводилась. «Есть команда мэра. Есть люди, которые имеют с ним личные отношения. В том числе, это директор «Автодора». Он имеет с ним личный контакт. Я приходил к мэру. Говорил и о плохом состоянии дорог, и о том, что дороги, которые в прошлом году ремонтировались, уже в трещинках и разваливаются. Меня не слышат. И хотят сделать виновным в тех проблемах, которые создала именно та вертикаль», – подчеркнул чиновник.
Состояние дел в столице оставляет желать лучшего. Киевской власти и лично Кличко нужно срочно принять меры для исправления ситуации. Без решительных волевых действий, прежде всего, в отношении самых близких соратников, нынешний глава столицы уже скоро может лишиться своего самого главного союзника – киевлян, которые дважды доверили ему управление городом.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»