Угроза эскалации на Донбассе не то что может возникнуть – она никуда не исчезала. Не исключено, что определенную роль сыграл указ президента РФ о признании «паспортов» ОРДЛО.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник, оценивая заявления ОБСЕ и ООН о риске новой волны эскалации на Донбассе.
«Указ Путина насчет «паспортов» ОРДЛО мог сыграть определенную роль. Дело в том, что документ весьма размыт. С одной стороны, он признает легитимность тех органов, которые признают эти паспорта, не признавая сами образования. С другой стороны, в указе заявлено: граждане Украины. То есть это очередной фокус Кремля, который читать будет каждый по-своему. Именно здесь возникает вопрос, какой будет реакция самих боевиков. Воспримут ли они это как сигнал того, что Россия их бросает? Тогда у них остается выход – привлечь к себе внимание. Единственный способ привлечь внимание – начать стрелять», – рассуждает Мельник.
Это лишь одна из причин, отметил он. Более важный аспект, на его взгляд, заключается в том, что у России остался небольшой арсенал воздействия в политических переговорах.
«Этим Россия в принципе и торгует как по Украине, так и по Сирии», – отметил эксперт.
«Россия, грубо говоря, может сейчас торговать войной. Путин может дать команду открыть огонь. Потом к нему же обратятся, чтобы он прекратил обстрелы. На этом можно попробовать выторговывать для себя какие-то преференции», – проанализировал Алексей Мельник.
В экспертной среде отмечают, что пока нет ни одного свидетельства того, что в Кремле собираются отказываться от Украины, и как только РФ увидит, что противник отступает, то может усилить свои действия на Донбассе.
Напомним, в начале февраля в СНБО сообщили, что РФ начала активно перебрасывать большое количество военной техники, танков, реактивных систем залпового огня в зону АТО. 21 февраля РФ отправила на Донбасс 60-й «гумконвой».
В ОБСЕ считают, что война на Донбассе стала основным источником нестабильности и напряженности в Европе.