Нулевой рубеж украинской армии

Александр Радчукполитолог

Сегодня украинская армия занимает особеннное место в жизни каждого украинца. Именно армии среди других институтов общества, по данным социологических исследований, доверяет наибольшее количество граждан Украины. Более того, именно изменения в ВСУ, согласно данным мониторинга восприятия реформ в обществе, проведенного компанией TNS, являются пока что наиболее заметными среди граждан.

Сейчас Вооруженные силы Украины уже не являются непонятным формированием с неизвестными целями. В настоящее время украинская армия противостоит одной из самых мощных и многочисленных армий мира, которая методами «гибридной» войны оккупировала часть Донецкой и Луганской областей, а также захватила Крым. Впрочем, и по боеспособности, и по уровню обучаемости, и по оснащению нынешнее украинское войско уже совсем не то, что было в феврале-марте 2014 года, когда Россия совершила нападение на полуостров с целью его оккупации и дальнейшей аннексий, а также фактически начала необъявленную война на востоке Украины. Этим событиям должна была предшествовать активная политическая фаза сепаратистского движения, так называемый план «Русская весна», который врагу не удалось реализовать в полной мере. Прежде всего, благодаря неравнодушным гражданам, которые становились к оружию сначала в рядах добровольческих батальонов, а затем формировали обновленный «костяк» Вооруженных сил.

И, к сожалению, этому периоду своеобразного «ренессанса» предшествовал длительный период полураспада армии, который едва не привел к потере собственного государства.

90-е: период неопределенности

Строить новую армию на обломках военной машины СССР было нелегко. Прежде всего из-за значительной заидеологизированности самих военных, которые давали присягу защищать границы и целостность уже несуществующего государства.

Украине в наследство от Советского союза достался лакомый кусок военно-оборонного комплекса. Это и три общевойсковые, и две танковые армии, армейский корпус, четыре воздушные армии, отдельная армия Противовоздушной обороны, ракетная армия, Черноморский флот, два узла Системы предупреждения о ракетном нападении, другие военные формирования численностью около 900 тысяч человек, 6,5 тысяч танков, 7 тысяч броневых машин, 1,5 тысячи самолетов, 350 кораблей. А главное – 1272 ядерных боеголовок МБР и 2500 единиц тактического ядерного оружия. Кроме того, частично «оборонка» Украины была тесно взаимосвязана с остальными бывшими республиками СССР, особенно с Россией.

5 декабря 1994 года между Украиной, США, Россией и Великобританией было подписано соглашение о неядерном статусе Украины. В соответствии с соглашением, Украина отказывалась от всего ядерного оружия, а США, РФ и Великобритания обязались уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины и становились государствами-гарантами территориальной целостности и ее политической независимости. Процесс ликвидации ядерного оружия длился 2 года. Только 2 июня 1996 года Украина официально лишилась ядерного статуса.

Кроме того, после распада СССР произошло еще и регулирование численности украинской армии. Эти события были регламентированы подписанием соответствующих международных документов: речь идет о Договоре об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года и Ташкентских договоренностях 1992 года. Этими документами определялась численность армии и вооружения в каждой стране Европы. Украина получила большую квоту, учитывая критерии ее географического расположения, территории и численности населения. Итак, согласно этим документам, Украина может иметь Вооруженные силы в количестве от 400 до 450 тысяч человек.

Годом ранее, в 1993-м, президент Леонид Кравчук издал указ «О Военной доктрине Украины», которая «должна основываться на результатах анализа военно-политической обстановки, прогнозирования ее развития, принципах оборонной достаточности и соблюдения политики внеблоковости». То есть еще в середине 90-х ВСУ стали заложниками политических решений руководства страны. И именно в это время начался медленный моральный и материальный процесс «полураспада» украинской армии.

Важным событием этого периода стало и подписание соглашения между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, а именно – в Крыму. Данное решение, как показывают события последних лет, стало определяющим как для национальной безопасности Украины, так ознаменовалось фактической потерей всего украинского флота в результате военной агрессии со стороны РФ.

2000-е: тотальная распродажа

В конце 90-х и начале 2000-х годов Вооруженные силы Украины «на бумаге» постоянно тренировались, принимали участие в международных миссиях, сотрудничали как с Россией, европейскими армиями, так и с НАТО. Но на самом деле в реальной жизни происходила тотальная распродажа и грабеж всего огромного массива оружия и материальных ценностей, которыми Украина была буквально нашпигована после распада СССР.

Наиболее громкое дело этого периода, о котором стало известно в публичной плоскости, – скандал с показаниями майора Мельниченко, который обвинил украинских чиновников на уровне президента в поставках правительству Ирака 4-х радарных комплексов «Кольчуга», способных в условиях боевых действий обнаруживать самолеты-невидимки. Доказать факты поставок «Кольчуг» так и не удалось, однако событие имело оглушительный эффект на международном уровне: были испорчены взаимоотношения с правительством США, которое в то время готовило военные действия для свержения режима Саддама Хусейна в Ираке.

Обороноспособность Украины падала. Еще одним доказательством несостоятельности нашей армии стала невозможность противостоять наглым действиям России в сентябре 2003 года, когда та без предупреждения начала строить дамбу в Керченском проливе от Таманского полуострова к острову Тузла.

Как снег весной, постепенно таяло украинское вооружение, тогда как генералов становилось все больше, а роскошь их загородных домов могла поконкурировать с уровнем жизни бизнесмена средней руки. В течение 2001-2010 годов численность вооружения значительно сократилась: оно выходило из строя, «списывалось» или просто распродавалось как металлолом. Так, еще в 2001 году Украина имела 4670 танков, 3726 артиллерийских систем, 874 самолетов и 240 вертолетов. Но уже в начале 2010-го на вооружении находилось лишь 776 танков, 946 артиллерийских систем, 212 самолетов и 80 вертолетов. Остальное вооружение или было «законсервировано» или исчезло в неизвестном направлении.

Интересный случай произошел с недостроенным авианесущим крейсером «Варяг», который был спущен на воду на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве еще в 1988 году в состоянии готовности в 67%. Впоследствии Россия, к которой должно было отойти это судно, отказалась от него, после чего был объявлен международный тендер на его продажу. В результате Фонд госимущества в 1998 году продал «Варяг» Китаю за 20 миллионов долларов. После длительной транспортировки, достройки и модернизации, уже в 2011 году «Варяг» был введен в состав китайского флота как авианосец, а с 2012 года – официально принят в состав ВМС Китая под именем «Ляонин». Пока что это единственный китайский авианосец, впрочем, Украина даже не пыталась воспользоваться возможностью получить подобное вооружение для собственных нужд.

Не изменила ситуацию и новая власть, хотя именно президент Виктор Ющенко в 2005 году сменил Военную доктрину, определив вступление Украины в НАТО «как основу общеевропейской системы безопасности».

Сократилась и численность армии, расходы на ее техническое обеспечение. О социальных гарантиях военнослужащим и развитие военной карьеры в таких условиях не могло быть и речи. В 2000 году в рядах ВСУ насчитывалось 415 тысяч человек, а в 2005-м – уже 245 тысяч человек. Военная доктрина времен Виктора Ющенко предусматривала постепенное сокращение войска до 143 тысяч человек к концу 2011 года.

2010-2013: армия в летаргическом сне

Вскоре, после избрания президентом в 2010 году, Виктор Янукович в очередной раз поменял Военную стратегию, окончательно похоронив мечту Украины о вступлении в НАТО. Планировалось еще большее сокращение численности армии, делалась ставка на усиление роли внутренних войск и развития специальных спецподразделений милиции. Тогда как осенью 2013 года был отменен призыв в ряды Вооруженных сил, а сами они переводились на добровольно-контрактную основу. Все это тогдашняя власть делала согласно «западным стандартам», якобы с целью развития настоящей профессиональной армии.

Кроме того, именно Виктор Янукович в 2010 году подписал знаменитые «Харьковские соглашения», согласно которым срок пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе продлен с 2017 до 2042 года с автоматическим продлением на 5 лет, если любая сторона не выскажет возражения, и установлена новая арендная плата. Как было указано в самом соглашении, срок пребывания флота увеличен в обмен на удешевление для Украины российского газа путем применения скидки в виде аннулирования таможенных сборов.

По состоянию на 2013 год ВСУ находились в плачевном состоянии. На службе в украинском войске находилось 168 тысяч человек, из которых лишь 125 тысяч были военными, а остальные – гражданскими сотрудниками. Мы теряли свою обороноспособность, ведь почти не проводились военные учения как пехоты, так и флота с авиацией. Большинство оборудования было еще советского образца, и это несмотря на то, что Украина входила в пятерку стран-лидеров на рынке поставок вооружений.

На момент российской агрессии, уже после бегства Виктора Януковича в Ростов-на-Дону, и. о. министра обороны Игорь Тенюх констатировал, что способными защитить суверенитет Украины в составе ВСУ оказались только 6 тысяч военнослужащих.

2014-2016: в состоянии необъявленной войны

Еще в 2009 году по расходам бюджета на одного человека Вооруженные силы Украины занимали 125-е место среди 150 армий мира. Именно в этот год финансирование ВСУ достигло минимального показателя в 0,8% ВВП.

За последние 2 года ситуация кардинально изменилась. В 2016 году расходы на оборону увеличились до рекордных 5% ВВП или 113,6 миллиарда гривен. Армия активно модернизируется и восстанавливается, хотя и до сих пор испытывает на себе неравнодушный взгляд коррупционных дельцов при Минобороны.

В мае 2015 года указом Президента утверждена «Стратегия национальной безопасности Украины». Она определяет 4 цели: борьбу за восстановление территориальной целостности в действующих границах Украины; независимость от РФ в сфере вооружений; реформу всех структур обороны и безопасности; интеграции в ЕС и НАТО.

Сбавлять темпы в обновлении и обеспечении ВСУ в 2017 году правительство не планирует – это те самые 5% ВВП. В октябре этого года Президент объявил об отсутствии необходимости объявлять 7-ю волну мобилизации, сообщив, что в течение этого года ряды ВСУ пополнило достаточное количество «контрактников». Так, в Минобороны сообщили, что по состоянию на начало октября контрактную службу в армии проходят более 109 тыс. военнослужащих сержантского и рядового состава, а также 47,5 тыс. офицеров. Призыв при этом не отменяли.

Планы на будущее

Формально, одной из главных целей модернизации Украинской армии является приведение ее боеспособности к стандартам НАТО. Впрочем, пока говорить о вступлении в Альянс было бы слишком преждевременно, учитывая, что помехой этому могут стать и геополитические интересы разных стран. Поэтому сейчас речь идет о создании самодостаточной армии, которая способна противостоять любым враждебным намерениям врага.

Сейчас военная реформа осуществляется по лучшим западным образцам. Для разработки детальной пошаговой стратегии реформ всего сектора обороны и безопасности в Украине еще в 2015 году наняли один из ведущих американских аналитических центров Rand Corporation. Впрочем, основой украинского войска являются десятки тысяч добровольцев, которые сначала стали на защиту своего отечества, а сейчас решили продолжить служить Украине уже в рамках военной карьеры. Не является секретом и тот факт, что нынешнее денежное обеспечение солдат и офицеров является достаточно сильным мотивационным компонентом для контрактников из разных регионов Украины. Ведь далеко не каждый может получить 8-10 тысяч гривен.

В ближайшем будущем особое внимание будет уделено производству новейшего вооружения и оснащения им Вооруженных сил. Также, согласно целям, обнародованным в Стратегическом оборонном бюллетене, до конца 2016 года планируется принять закон о военной полиции, которая возьмет на себя функции военной службы правопорядка в вооруженных силах Украины с правом осуществлять досудебное расследование преступлений, совершенных военнослужащими, и права ведения оперативно-розыскной деятельности. До конца 2020 года планируется создание новых отдельных родов войск – Сил специальных операций и Высокомобильных десантных войск, а также отмечается намерение возродить военно-морской флот государства.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО