Украинские политики и высокопоставленные чиновники снова обсуждают возможность введения военного положения после того, как ситуация в зоне АТО в очередной раз обострилась. На днях Министерство иностранных дел опубликовало официальное заявление, в котором требует «усилить политико-дипломатическое давление на Кремль с целью остановить опасную эскалацию напряженности на Донбассе».
Ситуация на фронте действительно непростая. По данным штаба АТО, боевики при поддержке российских военных начали обстреливать украинские позиции круглосуточно. Диверсионно-разведывательные группы стали чаще наведываться на позиции ВСУ, а их деятельность и тактика стали более профессиональными, что говорит о наличии в составе диверсантов кадровых военных. «Только за 22-24 июля боевики при поддержке Российской Федерации 189 раз обстреливали позиции Вооруженных сил Украины. При этом продолжает демонстративно и вызывающе использоваться вооружение, которое давно должно быть отведено от линии разграничения согласно Минским договоренностям», – отмечается в заявлении отечественного МИДа.
Стоит отметить о неспокойной ситуации и вне зоны АТО. Значительно возросло количество сообщений о возможных террористических атаках, минированиях. Общество потрясено дерзким убийством журналиста Павла Шеремета. Участились нападения и на других журналистов, а в Киев три недели шел крестный ход паломников Украинской православной церкви Московского патриархата с призывами к миру, что вызвало неоднозначную реакцию среди большинства украинцев. Все эти события эксперты связывают с активизацией спецслужб Кремля, которые мастерски работают над созданием негативного психологического фона внутри украинского общества.
Все эти события побудили секретаря СНБО Александра Турчинова объявить о возможности рассмотреть вопрос о введении военного положения. «В случае продолжения этих опасных тенденций, Украина будет принимать все необходимые меры для защиты целостности нашей страны и безопасности граждан, вплоть до внесения в повестку дня СНБО вопроса о введении военного положения», – отметил Турчинов.
Противостояние «ястребов» и «голубей»
Заявления секретаря СНБО выглядят логичными и своевременными, если бы не знать, что возникают они с завидной периодичностью. Так, о подобных намерениях он объявлял год назад после очередной эскалации конфликта на Донбассе. Тогда сепаратисты при поддержке Кремля оказывали давление на украинскую власть накануне голосования парламентом за изменения в Конституцию относительно особого статуса самоуправления на некоторых территориях Донецкой и Луганской областей. «Хочу сказать, что если Россия пойдет на срыв Минских соглашений (а для этого, к сожалению, все сегодня делается), безусловно, мы будем действовать в соответствии с вызовами, которые будут стоять перед страной. Если будет активное применение российских войск, безусловно, мы вынуждены будем ввести военное положение и проводить более мощную мобилизацию всего потенциала, который есть в стране», – заявил Турчинов 14 августа 2015 года.
Накануне, в июле 2015 года, Президент подписал секретный указ, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О неотложных мерах по нейтрализации угроз государственной безопасности». К тому же, Петр Порошенко также неоднократно подчеркивал необходимость введения военного положения в случае организованного наступления агрессора на Донбассе.
В этом году, несмотря на понимание всех вызовов, перед которыми стоит Украина, и пока еще единство в действиях, касающихся национальной безопасности, Петр Порошенко не слишком радушно приветствовал заявления Александра Турчинова. Президент не поддержал идею введения военного положения и подчеркнул, что это лишь осложнит внутреннюю ситуацию в стране. «В военном положении запрещены поставки оружия, продукции двойного назначения, а нам нужно выиграть войну», - считает Петр Порошенко, отметив также, что МВФ не выдает кредиты странам, в которых объявлено военное положение.
Вообще, нужно отдать должное нынешней власти в вопросах подготовки страны к войне. Несмотря на все проволочки, в законодательной плоскости существуют все правовые механизмы для быстрого объявления военного положения и мобилизации украинцев. Впрочем, подобное решение влечет за собой ряд серьезных последствий, ведь оно будет предусматривать и наступательные действия украинской армии, и законодательно обоснованное временное ограничение прав и свобод рядовых граждан. Ввязавшись в формат Минских договоренностей, Президент фактически обрек себя в общем на проигрышную стратегию позиционной войны, во время которой условия мира остаются частью политических компромиссов с агрессором, в то время как на фронте погибают солдаты и мирные жители прифронтовых территорий, а в обществе растет градус разочарования и недовольства.
В это время политические «ястребы» пытаются протестировать настроения в обществе и определить количество потенциальных сторонников решения ситуации на Донбассе с помощью военных методов. Конечно, такая стратегия может быть слишком рискованной и заставить врага действовать открыто, обусловив полномасштабное наступление на остальную территорию Украины. С другой стороны, именно такими заявлениями политики могут значительно нарастить количество сторонников. Учитывая причастность Александра Турчинова к политическому лагерю «Народного фронта» и слабость позиций Президента, который пока ничего другого вместо Минских договоренностей предложить не в состоянии, происходит классическое политическое противостояние между так называемыми «ястребами» и «голубями».
Подтверждением подобной гипотезы дальнейшие заявления секретаря СНБО о необходимости усиления обороны страны и увеличения бюджетных расходов на эти цели. «Мы должны отработать государственный оборонный заказ на 2017 год, предпочитая современные ракетные комплексам, мощные артиллерийские системы, средства ПВО, радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки», – сказал секретарь СНБО. Он также отметил необходимость четкого выполнения требований Стратегии национальной безопасности по финансированию сектора безопасности и обороны в размере 5% от ВВП.
В свою очередь, «голуби» Президента сейчас полностью контролируют ситуацию в ВСУ. Так, в Генеральном штабе ВСУ, который возглавляет Виктор Муженко, отмечают недопустимость любых наступательных действий со стороны украинской армии. Представитель Генштаба, полковник Анатолий Кравчук в одном из своих интервью опроверг информацию врага о том, что украинские военные подразделения ежедневно отвоевывают у боевиков 200-300 метров позиций. «Если бы Украина действительно отбила эти земли, то мы потеряли бы политическую поддержку мирового сообщества в Минских договоренностях. И это, фактически, единственная причина, почему мы это не можем этого сделать», – сказал он.
Военное положение - конец Минским договоренностям?
О хрупкости Минских соглашений, о ловушках и опасностях, которые они могут нести, говорилось на всех экспертных и политических уровнях. Именно в нынешней ситуации объявление военного положения может пригодиться власти для достижения определенных тактических целей внутри украинского общества, однако почти автоматически приведет к ухудшению международных отношений с западными партнерами. Правда, пока свое решающее слово касательно содействия намерениям Украины в случае объявления военного положения не сказали в США, однако тамошние политики неоднократно выражали всяческую поддержку украинцам. Кто знает, возможно, в случае открытой агрессии Америка также займет более решительную позицию. Впрочем, остаются и риски резкого изменения внешнеполитического вектора в случае победы кандидата в президенты США Дональда Трампа. В таком случае становится понятно: Украина останется один на один с недружественными намерениями Кремля, и объявлять военное положение рано или поздно все-таки придется.
С другой стороны, объявление военного положения именно сейчас может откровенно спутать все планы противника в методах ведения «гибридной» войны на территории Украины. Во-первых, власти нужно как-то мотивировать украинцев для завершения очередной волны мобилизации. Именно объявление военного положения может облегчить эту задачу. Во-вторых, во время действия военного положения будут введены ограничения по проведению любых акций протестов, массовых собраний: с одной стороны, это возможность подстраховаться на случай возможных бунтов и недовольства экономической ситуацией, с другой – хороший предохранитель от любого политического расшатывания ситуации в государстве. В-третьих, ВСУ и ее главнокомандующий получают полномочия распоряжаться всеми силовыми структурами и органами исполнительной власти, кроме судебной. То есть речь идет об усилении власти и фактически о диктаторских полномочиях.
Но главный вопрос заключается в том, готово ли само общество именно сейчас адекватно воспринять подобное решение власти. Заявления о возможности объявления военного положения пока являются скорее угрожающим сигналом в сторону российских спецслужб. Однако по итогам 2 лет неоднозначных решений власти после Революции Достоинства объяснить украинцам необходимость снова стиснуть зубы и мобилизоваться для открытого противостояния будет очень непросто.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»